Прокурорский надзор за деятельностью учреждений ветеринарии, утилизирующих отходы
ФОТО:Открытые источники
При обращении с биологическими отходами необходимо руководствоваться Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Приказом Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469.
За нарушение Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ, а именно наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В случае наступления тяжких последствий, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 249 УК РФ, санкция которой предусматривает лишение свободы на срок до 2 лет.
Пермская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения учреждениями ветеринарии края «Добрянская, Кунгурская, Чернушинская станции по борьбе с болезнями животных» законодательства об обращении с отходами, о закупках, о противодействии коррупции.
В ходе надзорных мероприятий выявлено, что оборот и уничтожение отходов, образующихся в результате деятельности учреждения: биологические (трупы животных, отходы от оперативных вмешательств), медицинские (шприцы с иглами, упаковка от лекарственных препаратов, перевязочный материал, перчатки и др.), твердые коммунальные, а также отходы I и II классов опасности осуществляется с нарушением.
В частности, по отдельным их видам отсутствуют паспорта, их учет не ведется, необходимые сведения об отходах в информационную систему не заносятся, договоры на оказание соответствующих услуг с федеральным оператором не заключен. Кроме этого, место накопления отходов не соответствовало предъявляемым требованиям – допускается накопление ламп навалом, без тары, лампы хранятся совместно с литиевыми аккумуляторными батареями).
Также установлено, что в нарушение требований Ветеринарных правил сопроводительные документы на биологические отходы при перемещении из структурных подразделений в ГБУВК «Добрянская СББЖ», ГБУВК «Чернушинская СББЖ» не оформляются, а ГБУВК «Кунгурская СББЖ» такие документы оформляются лишь с марта 2023 года. На емкостях с дезинфицирующим раствором для медицинских отходов класса «Б» в местах их образования (сбора) отсутствует маркировка (наименование и концентрация дезинфицирующего раствора) либо медицинские отходы класса Б не дезинфицируются; в контейнерах для сбора отходов класса «Б» обнаружены шприцы с надетым на иглу колпачком; при перемещении обеззараженных отходов класса «Б» от мест образования к месту хранения допускается пересыпание неупакованных отходов.
Учреждениями ветеринарии допускались случаи оплаты выполненных работ по контрактам с региональным оператором на услуги по обращению с ТКО с нарушением установленного срока. В целях организации теплоснабжения структурные подразделения учреждений оборудованы собственной котельной (газовым отопительным котлом) либо имеют печное отопление.
С учетом требований Закона об охране окружающей среды котельные и печи должны стоять на учете как объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду IV категории, однако на государственный учет они не поставлены, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена. Кроме этого, должный контроль за реализацией Планов противодействия коррупции в учреждениях отсутствует, часть мероприятий по планам носит формальный характер и фактически не исполняется.
По результатам проверки природоохранной прокуратурой начальникам ГБУВК «Кунгурская, Добрянская, Чернушинская СББЖ» внесены представления об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды».
Помощник Пермского межрайонного природоохранного прокурора Фурина Наталья Александровна