Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Участие прокурора в судебных делах по оспариванию законности нормативных правовых актов

Материалы по теме
Прокурорский надзор за исполнением земельного законодательства
Прокурорский надзор за исполнением земельного законодательства

ФОТО: ОТКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Нормативные правовые акты, нарушающие права граждан могут быть оспорены в судах по правилам административного судопроизводства. Часть 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязывает прокуроров вступать в административный процесс и давать заключения по делу в предусмотренных законодательством случаях, к которым отнесены дела, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС РФ).

В 2022 году органами прокуратуры обеспечено участие в 247 (в 2021 году – 251) делах указанной категории. Исковые требования касались вопросов, связанных с утверждением нормативов и тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию, перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости, правил землепользования и застройки, а также с установлением мер социальной поддержки.

Например, решением Пермского краевого суда от 06.09.2023 удовлетворено административное исковое заявление ООО «Теплосети» о признании не действующим в части приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 г. № 46-02-04-12 в сфере нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края. При рассмотрении дела судом установлены нарушения при расчете оспариваемых административным истцом нормативов, данные нарушения повлияли на размер нормативов, установленный в приказе Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 10 февраля 2022 г. № 46-02-04-12. Решение суда вступило в законную силу 21.12.2022.

Кроме того, прокурорами предъявлено 23 (15) административных исковых заявления об оспаривании нормативных правовых актов, удовлетворено судами 14 (4) таких исков. В судебном порядке оспаривались нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере предоставления грантов социальным предприятиям, квотирования рабочих мест для инвалидов, осуществления государственного надзора в сфере чрезвычайных ситуаций, установления тарифов и нормативов потребления на коммунальные услуги, перевозку пассажиров на муниципальных маршрутах, установления выплат депутатам представительных органов, бесплатного оказания медицинской помощи гражданам, землепользования и застройки.

Например, апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 04.10.2022 удовлетворено апелляционное представление прокурора, решение Пермского краевого суда от 28.06.2022 отменено с вынесением нового решения об удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора края о признании недействующим пункта 5.2 Порядка государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 12.01.2022 № 3-п в части слов «в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг и (или) региональный портал государственных и муниципальных услуг (далее - единый портал)».

В обоснование административного искового заявления заместителем прокурора Пермского края положен вывод о том, что поскольку статья 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не устанавливает обязательных требований к порядку подачи досудебной жалобы, то законодательство субъекта Российской Федерации при регулировании порядка осуществления регионального государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления по реализации возложенных на них публичных полномочий не может ограничивать органы местного самоуправления в выборе способа обжалования результатов проведенных в отношении них проверок.

В связи с этим субъект Российской Федерации не вправе устанавливать дополнительные требования к досудебному обжалованию, ограничивающие способ подачи жалобы только в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг или региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Анна Владимировна Меньтина