Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха

Материалы по теме
Надзор за исполнением законодательства об охране водных биологических ресурсов
Надзор за исполнением законодательства об охране водных биологических ресурсов

ФОТО: ОТКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

Атмосферный воздух представляет собой жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Пермская межрайонная природоохранная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха на территории г. Перми, Пермского муниципального района, ЗАТО Звездный, Верещагинского, Добрянского, Краснокамского, Лысьвенского, Нытвенского, Октябрьского, Осинского, Оханского, Очерского, Суксунского, Чайковского, Чернушинского, Чусовского городских округов, Бардымского, Березовского, Большесосновского, Еловского, Кишерсткого, Куединского, Кунгурского, Ординского, Уинского, Частинского муниципальных округов, на остальной части региона надзор в указанной сфере закреплен за Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой с дислокацией в г. Березники.

Основными источниками химического загрязнения являются промышленные предприятия (химическая, металлургическая промышленность, обрабатывающие производства и др.) и автотранспорт.

Природоохранной прокуратурой систематически проводятся проверки деятельности контрольно-надзорных органов и хозяйствующих субъектов по вопросам, связанным с исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха, в ходе которых выявляются нарушения.

Основными проблемами в сфере охраны атмосферного воздуха являются: игнорирование природопользователями требований о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие (далее – ОНВОС), о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов в период наступления неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) и их соблюдение; непроведение производственного экологического контроля; эксплуатация пылегазоочистного оборудования с нарушением установленных правил.

В целях снижения выбросов объекты хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с правилами охраны атмосферного воздуха подлежат оборудованию установками очистки газов и средствами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Установка очистки газа (далее – ГОУ) - сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Правилами эксплуатации установок очистки газа установлены обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки.

Проверка соблюдения требований Правил должна осуществляться хозяйствующими субъектами в рамках производственного экологического контроля, а также федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственный экологический надзор, согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установлено, что зачастую  установки не обеспечивают нормативную очистку промышленных выбросов.

На производственных объектах или на их отдельных территориях должен вестись соотвествующий реестр с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера, однако предприятиями реестры ведутся неправильно. Так, для нескольких объектов, оказывающих негативное воздействие, ведется общий реестр, они не содержат сведения о наименовании и типе, сведения о месте и дате установки, дате последнего капитального ремонта, последней модернизации, выводе из эксплуатации или ликвидации. Помимо перечисленного, регистрационный номер, присвоенный оборудованию, не наносится на корпус газоочистной установки.

Хозяйствующий субъект, ее эксплуатирующий, должен разработать и утвердить паспорт, программу проведения технического обслуживания и осмотра, проверки показателей работы, планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации, а также определить отвественное должностное лицо. Требования к оформлению указанных документов хозяйствующими субъектами не соблюдаются. Зачастую паспорта не содержат сведения о проектной эффективности, показателях работы, подлежащих контролю. Кроме того, технический осмотр и проверка показателей работы проводятся реже двух раз в год, либо вообще не проводятся.

За период 2022 г. проверками природоохранной прокуратуры охвачены предприятия химической, металлургической, строительной промышленности, в деятельности каждого предприятия выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе при эксплуатации пылегазоочистного оборудования.

Так, в ходе проверок по жалобам жителей микрорайона Крым Кировского района установлены нарушения законодательства об охране окружающей среде на крупных химических предприятиях, в целях устранения нарушений внесены представления, а также возбуждены дела об административных правонарушениях.

По жалобе жителей г. Лысьва по вопросу распространения неприятных запахов с территории предприятий прокуратурой проведены проверки исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха на крупных металлургических предприятиях. Выявлено ненадлежащее осуществление производственного экологического контроля, непроведение инструментального контроля выбросов в период наступления НМУ, а также неэффективная работа пылегазоочистного оборудования и др. В целях устранения нарушений внесены представления, а также возбуждены дела об административных правонарушениях. Виновные должностные и юридические лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.

Проверками в текущем году также охвачены предприятия, эксплуатирующие асфальтобетонные заводы на территории городов Пермь, Чусовой, Чайковский, Добрянка, где также выявлены многочисленные нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе эксплуатация заводов в период наступления НМУ, непринятии мер к снижению выбросов в атмосферный воздух. Виновные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.

Анализ работы органов государственного экологического надзора показал на неполноту проводимых проверок. Так, без внимания органов остаются факты оформления паспортов на юридических лиц (фактически прекративших деятельность), отсутствие в них необходимой информации, программ проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы и планово-предупредительного ремонта и др.

 

Старший помощник Пермского межрайонного природоохранного прокурора Унижук Наталия Викторовна