Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Соблюдение трудовых прав осужденных к лишению свободы

Материалы по теме
Исполнение законодательства об отходах I, II класса опасности
Исполнение законодательства об отходах I, II класса опасности

ФОТО: Открытые источники

 

Прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих труд осужденных в исправительных учреждениях, - одно из важнейших направлений прокурорского надзора за исполнением законов администрациями учреждений, осуществляющих исполнение уголовных наказаний.

Труд осужденных в местах лишения свободы в Российской Федерации регулируется двумя отраслями права - трудовым и уголовно-исполнительным. При этом труд осужденных в пенитенциарных учреждениях регулирует уголовно-исполнительное законодательство в той части, в которой его правовые цели и условия отличаются от труда свободных граждан. Труд рассматривается с позиции воспитания и исправления.

Согласно ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Полномочия прокурора в указанной сфере закреплены как в федеральных законах, так и в подзаконных нормативных правовых актах, в том числе нормативных актах Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В главе IV Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрены полномочия прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, составной частью которого является надзор за исполнением законов, регулирующих труд осужденных.

Пермская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляет надзор за соблюдением законов в 6 исправительных учреждениях Пермского края. Для проведения проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства прокуратурой регулярно привлекаются специалисты Государственной инспекции труда Пермского края.

ФКУ ИК-18 и ИК-32 специализируются на швейном и обувном производстве. ФКУ ИК-29 и ИК-40 специализируются на обработке металла и деревообработке. Кроме того, с целью трудовой занятости осужденных, в данных исправительных учреждениях созданы швейные цеха. ФКУ КП-39 специализируется на полеводстве и животноводстве.

Кроме прямого производства администрации исправительных учреждений привлекают осужденных к труду по уборке помещений, приготовлению пищи в столовой для спецконтингента, трудоустраивают дневальными в отрядах. В таких случаях на объектах, где требуются специальное образование и навыки работы, к примеру, в столовой для спецконтингента, предпочтение отдается лицам, ранее работавшим на свободе по аналогичным профессиям.

При этом следует иметь ввиду, что согласно ст. 106 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Анализ правоприменительной практики по данному вопросу свидетельствует о многочисленных нарушениях закона в сфере привлечения к труду осужденных к лишению свободы. В частности, многие отбывающие наказание лиц работой не обеспечены, не соблюдаются установленные требования техники безопасности и условий труда, выявляются факты привлечения к труду на работы без оплаты труда, в том числе в выходные и праздничные дни и др. При таких обстоятельствах важнейшей гарантией соблюдения администрацией исправительных учреждений требований действующего законодательства в указанной сфере является действенный, постоянный, наступательный и эффективный прокурорский надзор.

Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по каждому факту выявленных нарушений применяются соответствующие меры прокурорского реагирования. Акты прокурорского реагирования находятся на контроле до полного фактического устранения нарушений законодательства.

Следует отметить, что в ряде исправительных учреждений наблюдается низкий уровень трудоустройства осужденных. Принимаемые руководством учреждений меры, по созданию новых рабочих мест не всегда приносят действенные результаты.

Отсутствие достаточного количества рабочих мест в исправительных учреждениях является основной причиной невысокого процента привлечённых к труду осужденных.

Ранее прокуратурой в суды Пермского края направлялись исковые заявления о понуждении администрации ФКУ ИК-29 и ФКУ ИК-40 в 12 месячный срок создать в исправительных учреждениях рабочие места и привлечь осужденных к труду, ГУФСИН России по Пермскому краю осуществить финансово обеспечение. Исковые требования судами удовлетворены, и исправительными учреждениями исполнены. 

Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях неоднократно выявлялись нарушения в сфере соблюдения трудовых прав осужденных и при производстве администрациями исправительных учреждений удержаний из заработной платы осужденных.

В ходе комплексных, целевых и проверок по обращениям осужденных в деятельности исправительных учреждений были выявлены нарушения ст.ст. 104, 105 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В последнее время одним из приоритетных направлений прокуратуры являлся надзор за соблюдением законодательства при обеспечении безопасных условий труда. Прокуратурой проверяется каждый факт нарушения безопасных условий труда осужденных, дается оценка действиям и бездействию должностных лиц исправительных учреждений. К основным причинам выявляемых нарушения относятся: не проведение обучения и первичного инструктажа по охране труда, не применение средств индивидуальной защиты и другие.

Кроме того, по отношению осужденного к труду в большей степени, по сравнению с другими основными средствами исправления, можно судить о его стремлении к искуплению вины, становлению на путь исправления.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 № 8 установлено, что при оценке поведения осужденного, его отношения к учебе и труду, если он проходил профессиональное обучение и (или) привлекался к труду в период отбывания наказания, судам необходимо принимать во внимание всю совокупность имеющихся об этом сведений.

Отношение осужденного к труду является одним из важных факторов, который учитывается прокурорами при даче заключений в суде в ходе рассмотрения ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении, замене наказания на более мягкий вид наказания, переводе осужденных в колонию-поселения.

Учитывая изложенное, Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях оказывается существенное и действенное влияние на состояние законности в сфере привлечения осужденных к труду в поднадзорных исправительных учреждениях Пермского края,

 

Пермский прокурор по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Вадим Сергеевич Расторгуев