Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Соблюдение трудовых прав осужденных к лишению свободы

Материалы по теме
Результаты надзорной деятельности за исполнением требований законодательства при заключении от имени операторов договоров об оказании услуг связи
Результаты надзорной деятельности за исполнением требований законодательства при заключении от имени операторов договоров об оказании услуг связи

ФОТО: Открытые источники

 

Прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих труд осужденных в исправительных учреждениях, - одно из важнейших направлений прокурорского надзора за исполнением законов администрациями учреждений, осуществляющих исполнение уголовных наказаний.

Труд осужденных в местах лишения свободы в Российской Федерации регулируется двумя отраслями права - трудовым и уголовно-исполнительным. При этом труд осужденных в пенитенциарных учреждениях регулирует уголовно-исполнительное законодательство в той части, в которой его правовые цели и условия отличаются от труда свободных граждан. Труд рассматривается с позиции воспитания и исправления.

Согласно ч. 1 ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Полномочия прокурора в указанной сфере закреплены как в федеральных законах, так и в подзаконных нормативных правовых актах, в том числе нормативных актах Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В главе IV Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрены полномочия прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, составной частью которого является надзор за исполнением законов, регулирующих труд осужденных.

Пермская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляет надзор за соблюдением законов в 6 исправительных учреждениях Пермского края. Для проведения проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства прокуратурой регулярно привлекаются специалисты Государственной инспекции труда Пермского края.

ФКУ ИК-18 и ИК-32 специализируются на швейном и обувном производстве. ФКУ ИК-29 и ИК-40 специализируются на обработке металла и деревообработке. Кроме того, с целью трудовой занятости осужденных, в данных исправительных учреждениях созданы швейные цеха. ФКУ КП-39 специализируется на полеводстве и животноводстве.

Кроме прямого производства администрации исправительных учреждений привлекают осужденных к труду по уборке помещений, приготовлению пищи в столовой для спецконтингента, трудоустраивают дневальными в отрядах. В таких случаях на объектах, где требуются специальное образование и навыки работы, к примеру, в столовой для спецконтингента, предпочтение отдается лицам, ранее работавшим на свободе по аналогичным профессиям.

При этом следует иметь ввиду, что согласно ст. 106 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Анализ правоприменительной практики по данному вопросу свидетельствует о многочисленных нарушениях закона в сфере привлечения к труду осужденных к лишению свободы. В частности, многие отбывающие наказание лиц работой не обеспечены, не соблюдаются установленные требования техники безопасности и условий труда, выявляются факты привлечения к труду на работы без оплаты труда, в том числе в выходные и праздничные дни и др. При таких обстоятельствах важнейшей гарантией соблюдения администрацией исправительных учреждений требований действующего законодательства в указанной сфере является действенный, постоянный, наступательный и эффективный прокурорский надзор.

Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по каждому факту выявленных нарушений применяются соответствующие меры прокурорского реагирования. Акты прокурорского реагирования находятся на контроле до полного фактического устранения нарушений законодательства.

Следует отметить, что в ряде исправительных учреждений наблюдается низкий уровень трудоустройства осужденных. Принимаемые руководством учреждений меры, по созданию новых рабочих мест не всегда приносят действенные результаты.

Отсутствие достаточного количества рабочих мест в исправительных учреждениях является основной причиной невысокого процента привлечённых к труду осужденных.

Ранее прокуратурой в суды Пермского края направлялись исковые заявления о понуждении администрации ФКУ ИК-29 и ФКУ ИК-40 в 12 месячный срок создать в исправительных учреждениях рабочие места и привлечь осужденных к труду, ГУФСИН России по Пермскому краю осуществить финансово обеспечение. Исковые требования судами удовлетворены, и исправительными учреждениями исполнены. 

Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях неоднократно выявлялись нарушения в сфере соблюдения трудовых прав осужденных и при производстве администрациями исправительных учреждений удержаний из заработной платы осужденных.

В ходе комплексных, целевых и проверок по обращениям осужденных в деятельности исправительных учреждений были выявлены нарушения ст.ст. 104, 105 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В последнее время одним из приоритетных направлений прокуратуры являлся надзор за соблюдением законодательства при обеспечении безопасных условий труда. Прокуратурой проверяется каждый факт нарушения безопасных условий труда осужденных, дается оценка действиям и бездействию должностных лиц исправительных учреждений. К основным причинам выявляемых нарушения относятся: не проведение обучения и первичного инструктажа по охране труда, не применение средств индивидуальной защиты и другие.

Кроме того, по отношению осужденного к труду в большей степени, по сравнению с другими основными средствами исправления, можно судить о его стремлении к искуплению вины, становлению на путь исправления.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 № 8 установлено, что при оценке поведения осужденного, его отношения к учебе и труду, если он проходил профессиональное обучение и (или) привлекался к труду в период отбывания наказания, судам необходимо принимать во внимание всю совокупность имеющихся об этом сведений.

Отношение осужденного к труду является одним из важных факторов, который учитывается прокурорами при даче заключений в суде в ходе рассмотрения ходатайств осужденных об условно-досрочном освобождении, замене наказания на более мягкий вид наказания, переводе осужденных в колонию-поселения.

Учитывая изложенное, Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях оказывается существенное и действенное влияние на состояние законности в сфере привлечения осужденных к труду в поднадзорных исправительных учреждениях Пермского края,

 

Пермский прокурор по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Вадим Сергеевич Расторгуев