Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Предупреждение насилия в семейно-бытовой сфере

Материалы по теме
"Быть прежде всего людьми, а не чиновниками..."
"Быть прежде всего людьми, а не чиновниками..."

ФОТО: Открытые источники

 

На контроле органов прокуратуры Пермского края находятся вопросы эффективности мер по предупреждению насилия в семейно-бытовой сфере, в том числе в семьях, находящихся в социально-опасном положении.

По данным краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав число семей и детей, с которыми организована профилактическая работа, ежегодно увеличивается. Так, на профилактическом учете семей и детей, находящихся в социально опасном положении на начало 2022 года состояло 3262 (+0,33%, 3158) семей в которых 6002 (-4,4%, 6276) детей, на 01.04.2022 – 3325 (+1,9%) семей в которых 6083 (+1,3%) ребенка.

Органами опеки и попечительства выявлено 1297 (1140) детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 35 (43) были оставлены матерями при рождении, 161 (142) – в связи с отбыванием родителями наказания виде лишения свободы или нахождением под стражей, 4 (11) – оставлены родителями в интернатных организациях по окончании срока отбывания лишения свободы, 3 (3) – отобраны у родителей в связи с нахождением в опасной для жизни и здоровья обстановке. От преступных посягательств в семьях пострадало 256 несовершеннолетних, в отношении них совершено 198 преступлений, из которых 155 – родителями или иными законными представителями, 6 – близкими родственниками, 37 – отчимами. В числе совершенных родителями или иными законными представителями преступлений преобладают составы преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ (67), ст.ст. 116, 116.1 УК РФ (47), ч. 2 ст. 117 УК РФ (25), ст. 119 УК РФ (16).

За 2021 год незначительно снизилось (с 311 до 306 преступлений, -1,6%) количество преступлений, против половой неприкосновенности несовершеннолетних. При этом анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, свидетельствует о том, что более 80% из них совершены членами семьи либо иными лицами, знакомыми потерпевшему. Отсутствие контроля за несовершеннолетними со стороны родителей, бездействие органов и учреждений системы профилактики способствуют неоднократности и длительности преступных действий, влекущих психологическую деформацию несовершеннолетних.

В целях установления правовых и организационных основ в сфере профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае с 2014 года действует Закон Пермского края от 07.07.2014 № 352-ПК «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае» (далее – Закон края № 352-ПК), направленный на обеспечение защиты и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних во всех сферах их жизнедеятельности, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вовлечения их в преступную или иную противоправную деятельность. Законом урегулирована система своевременного выявления детского и семейного неблагополучия, в том числе жестокого обращения с несовершеннолетними, сексуального и иного насилия над ними, ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения, порядок осуществления коррекции детского и семейного неблагополучия, реабилитации семей и детей.

Во взаимодействии прокуратуры края и краевой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – комиссия, КДН и ЗП) разработаны региональные правовые акты по вопросам выявления детского и семейного неблагополучия, ведомственного контроля в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Так, по предложению прокуратуры края Правительством края еще в 2019 г., в целях реализации требований ст. 10 Федерального закона от 24.06.1999
№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также Закона Пермского края от 10.05.2017 № 91-ПК «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае» утвержден Порядок осуществления ведомственного контроля исполнительными органами государственной власти Пермского края за деятельностью подведомственных организаций в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Аналогично по предложениям, направленным горрайпрокурорами в порядке статьи 9 Федерального закона «О прокуратуре российской Федерации», органами местного самоуправления разработаны и приняты нормативные правовые акты по осуществлению ведомственного контроля.

Учет и работа с несовершеннолетними, состоящими в группе риска социально опасного положения, ведется в соответствии с разработанными комиссией и утвержденными Правительством Пермского края Порядками по выявлению детского и семейного неблагополучия и организации работы по его коррекции; ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения.

В целях организации деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их межведомственного взаимодействия, краевой комиссией утверждены Порядки межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия; межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних; действий сотрудников органов и учреждений системы профилактики при обнаружении фактов нарушения прав и жестокого обращения с ребенком; межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия, по работе с несовершеннолетними, совершившими общественно опасные деяния, преступления.

Муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проведены рейдовых мероприятий с участием всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по обследованию семей, как состоящих на профилактическом ведомственном и межведомственном учете, так и несовершеннолетних и семей, в отношении которых имеется информация о фактах неблагополучия, асоциальном поведении родителей, иных законных представителей, ненадлежащем исполнении ими обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей. В ряде территорий края в таких мероприятиях приняли участие сотрудники прокуратуры.

Особое внимание в ходе рейдовых мероприятий обращено на семьи, где воспитываются дети в возрасте до одного года, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья. Всего в ходе указанных рейдовых мероприятий было проведено обследование 2577 семей, в которых проживают 4533 ребенка, их них семей с детьми до 1 года – 362, семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья – 211. Выявлено 817 детей, проживающих в условиях детского и семейного неблагополучия в 606 семьях, 34 из них – семьи, в которых воспитываются дети возрастом до 1 года. По итогам рейдовых мероприятий, обсуждения муниципальными КДН и ЗП собранных документов на семьи, на учет в группу риска социально опасного положения поставлено 554 семьи, в том числе 21 семья, в которых воспитываются дети возрастом до 1 года. На межведомственный профилактический учет в КДН и ЗП поставлено 189 семей, находящихся в социально опасном положении, из них 19 семей, в которых воспитываются дети возрастом до 1 года.

По результатам проверок, проведенных горрайпрокурорами по поручению прокурора края, выявлены нарушения в деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, связанные с несвоевременным выявлением фактов семейного неблагополучия, неисполнением требований ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» о незамедлительном информировании соответствующих органов о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении.

Так, отдельными прокурорами по результатам анализа деятельности КДН и ЗП в сфере раннего выявления фактов семейного неблагополучия в адрес глав администраций внесены представления с указанием на ненадлежащую координационную роль комиссии по организации межведомственной профилактической работы, несвоевременное выявление социального неблагополучия, в том числе в обследованных в ходе рейда семьях. Прокурорами вскрывались многочисленные нарушения при организации профилактической работы с состоящим на профилактическом учете семьями, формализм при проведении профилактических мероприятий как со стороны ПДН ОВД так и иных подразделений полиции – участковых уполномоченных, отделения уголовного розыска, которые от участия в профилактической работе самоустранились, в проверках несовершеннолетних и семей по месту жительства не участвуют.

Прокурором г. Краснокамска отмечалось бездействие органа опеки и попечительства по работе с поступающими информациями о фактах семейного неблагополучия, нахождении детей в опасной для жизни и здоровье обстановке, в связи с чем функции органов опеки по защите прав детей, изъятию их из опасной для них обстановки, зачастую выполняют сотрудники полиции. Представление рассмотрено, принимаются меры к устранению нарушений закона.

Бездействие со стороны медицинских работников по установленным ими случаям нахождения детей в условиях семейного неблагополучия, не извещение КДН и ЗП, органа опеки и попечительства о родителях, ненадлежащим образом исполняющих родительские обязанности, выявлено прокурором Юсьвинского района. По результатам рассмотрения представления ГБУЗ ПК «Больница Коми-Пермяцкого округа» фельдшер ФАП привлечена к дисциплинарной ответственности.

Анализ штатной и фактической численности специалистов учреждений и организаций системы профилактики детского неблагополучия за период
2020-2021 г.г. свидетельствует о неполной укомплектованности кадров. Укомплектованность сотрудников в ряде учреждений здравоохранения, осуществляющих в том числе деятельность по разработке, сопровождению и контролю реализации индивидуальных программ коррекции, ведению личного дела, ведению электронного регистра и мониторинга семей группы риска, состоящих на внутриведомственном учете (медицинская сестра медико-социальной помощи), составляла от 50%.

В штатных расписаниях образовательных организаций количество ставок педагогов-психологов, не соответствовало (меньше) установленным нормам. Норматив численности социальных педагогов не установлен, выявлена неравномерная нагрузка на данных сотрудников при проведении профилактической работы с детьми.

Вопросы состояния законности были вынесены на обсуждение межведомственной рабочей группы по соблюдению прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, решением которой выработаны дополнительные меры по повышению эффективности межведомственного взаимодействия в целях своевременного выявления детского и семейного неблагополучия.

 

Заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры края Марина Александровна Севастьянова