Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Обращения специализированных прокуроров в суд в порядке гражданского судопроизводства как действенный метод для устранения нарушений закона

Материалы по теме
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции

/ФОТО: свободные источники/

подготовлено заместителем Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Белкиной Т.С.

Действующим законодательством предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Право на предъявление и поддержание иска в суде общей юрисдикции или арбитражном суде предоставляется прокурору в рамках полномочий при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

 В случае выявления нарушений прав человека и гражданина прокурор правомочен использовать меры прокурорского реагирования. В том случае, если они не привели к желаемому результату либо если права подлежат защите в судебном порядке и гражданин не может самостоятельно защитить их в силу состояния здоровья, возраста, недееспособности и по другим причинам, а также если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе обратиться в суд с иском.

Прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (специализированные прокуроры) используют право направления искового заявления в суд в том случае, если ранее внесенные представления не были удовлетворены или устранение нарушений администрацией исправительного учреждения затягивается.

Как правило, исковое заявление специализированным прокурором подается в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как исправительное учреждение (исправительная колония, следственный изолятор) является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц - сотрудников, осужденных, подозреваемых, обвиняемых, состав которых постоянно меняется.

На примере опыта Березниковской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в 2022 году, можно сделать вывод о том, что чаще всего исковые заявления подавались в суд в связи с длительным неустранением нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ, связанного с материально-бытовым обеспечением осужденных.

К примеру, в ходе проверки ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю, проведенной в сентябре 2021 года, установлено, что осужденные вещевым довольствием, а именно постельными принадлежностями, в полном объеме не обеспечены. 

Аналогичные нарушения закона выявлены, при рассмотрении обращения осужденного Х., отбывающего наказание в ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю. В ходе проверки доводов обращения установлено, что при нахождении в отряде «карантин» осужденный Х. не был обеспечен простынями в установленном нормой количестве.

По результатам проведенной в сентябре 2021 года проверки, по факту нарушений положений уголовно-исполнительного законодательства РФ, в части обеспечения осужденных вещевым довольствием в адрес начальника ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю вносилось представление.

Исходя из ответа начальника ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю представление признано обоснованными, приняты меры к устранению выявленных нарушений, а именно, направлены заявки в ГУФСИН России по Пермскому краю на получение недостающего вещевого довольствия на осужденных.

 Проверкой, проведенной в ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю в марте 2022 года установлено, что  на складе учреждения полностью отсутствуют необходимые предметы вещевого довольствия осужденных: бельё нательное утепленное, куртки утепленные, рукавицы утепленные, майки х/б, носки полушерстяные, свитера, матрасы, что приводит к нарушению гарантированного статьёй  99 УИК РФ права осужденных на материально-бытовое обеспечение.

Действительно, администрацией ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю принимались определенные меры для получения вещевого имущества, направлялись заявки в ГУФСИН России по Пермскому краю, однако ситуация на день проверки не изменилась.

По состоянию на 29.03.2022 на складах ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю полностью отсутствовали следующие виды вещевого довольствия: бельё нательное утепленное, куртки утепленные, рукавицы утепленные, майки х/б, носки полушерстяные, свитера, матрасы. Имелась потребность в получении головных уборов зимних, головных уборов летних, костюмов, трусов, носков хлопчатобумажных, брюк утепленных, ботинок комбинированных, сапог утепленных, пантолет, одеял, подушек, простыней, наволочек, полотенец, полотенец банных.

Кроме того, в условиях холодного климата Пермского края в зимнее время, понижения температуры атмосферного воздуха в отдельные периоды времени ниже -35 градусов, необеспечение осужденных предметами вещевого довольствия, и в первую очередь по сезону (бельем нательным теплым, носками куртками, свитерами, шапками), несет за собой угрозу здоровью осужденных, а также причинение им моральных и физических страданий. 

Учитывая, что необеспечение осужденных вещевым довольствием в полном объеме, влечет нарушение их прав, в части надлежащего материально-бытового обеспечения Березниковским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в суд направлено исковое заявление, которое рассмотрено и удовлетворено в полном объёме.

После вынесения решения суда как ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю, так и ГУФСИН России по Пермскому краю приняты необходимые меры по поставке в учреждение вещевого довольствия для осужденных.

Аналогичным образом, используя право обращения в суд, Березниковская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях добилась создания в ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю дополнительных рабочих мест для осужденных.

В октябре 2017 года решением Березниковского городского суда по иску Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность создать для осужденных, отбывающих наказание в колонии, рабочие места для трудоустройства всех осужденных. На ГУФСИН России Пермскому краю и ФСИН России возложена обязанность организовать финансовое обеспечение расходов связанных с созданием новых рабочих мест.

С учетом предоставления ответчикам отсрочек исполнения решения суда, а также активных мер прокуратуры по стимулированию ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю к созданию рабочих мест, в начале 2022 года решение суда было исполнено.

На протяжении нескольких лет количество трудоустроенных в ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю осужденных не превышало 50% от общего количества трудоспособных лиц, что несомненно влияло на дисциплинарную практику среди осужденных, соблюдение требований режима, а также нарушало права потерпевших на получение денежных средств в счет возмещения ущерба от преступлений.

После вмешательства прокуратуры, постоянного контроля исполнения решения суда, количество рабочих мест в указанном исправительном учреждении было увеличено, в том числе оборудованы рабочие места в штрафных помещениях.

На сегодняшний день в ФКУ ИК-38 ГУФСИН России по Пермскому краю трудовой занятостью охвачены практически все трудоспособные осужденные. Исключение составляют пенсионеры, инвалиды и другие категории лиц, которые в силу закона не подлежат обязательному привлечению к труду.

Соответственно, обращение в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, используемое специализированным прокурором, способствует эффективному устранению выявленных нарушений, особенно в случаях, когда исправительному учреждению необходимо дополнительное финансирование со стороны территориального органа ФСИН России.