Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Соблюдение прав несовершеннолетних на получение содержания от родителей органами принудительного исполнения

Материалы по теме
Результаты надзорной деятельности по противодействию экстремистской и террористической идеологии
Результаты надзорной деятельности по противодействию экстремистской и террористической идеологии

В соответствии со ст.ст. 60, 89 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей, а родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Если должник отказывается выплачивать алименты добровольно, они взыскиваются в принудительном порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, органы принудительного исполнения, реализуя задачи по исполнению судебных актов о взыскании алиментов, выполняют важную социальную функцию по укреплению благополучия детей, обеспечению их прав. В связи с этим, особую роль играет эффективный прокурорский надзор за их деятельностью, своевременным совершением исполнительных действий, применением мер принудительного исполнения.

За 6 месяцев 2024 года на исполнении в ГУФССП по Пермскому краю находилось 22 788 исполнительных производств о взыскании алиментов
(в аналогичном периоде прошлого года – 23 306).

Самыми многочисленными нарушениями законодательства об исполнительном производстве являются превышение трехдневного срока возбуждения исполнительного производства; непринятие в разумные сроки мер к установлению имущества должников; несоблюдение требований о направлении копии постановлений о возбуждении исполнительного производства, а также о его прекращении взыскателям, должнику, в суд, либо иной орган, выдавший исполнительный документ.

Судебными приставами запросы о наличии имущества в ГАИ, Росреестр, вкладов, доходов – в банки, Центр занятости населения. Нередко исполнение запросов осуществляется длительное время, в отсутствие контроля со стороны приставов-исполнителей. Крайне редко используются возможности трудоустройства должников через службу занятости: направления об обращении для получения статуса безработного должникам практически не выдаются.

Выявляемые просчеты и недостатки в организации работы органов принудительного исполнения по взысканию алиментных платежей, взаимодействия с органами внутренних дел, другими заинтересованными органами при осуществлении розыска должников, не способствуют привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

За уклонение от уплаты алиментов, нерегулярные, незначительные платежи судебными приставами составлено 1 194 административных протокола, вынесено 6 453 постановления об обращении взыскания на заработную плату или иные доходы должника,
в отношении 14 163 должников установлено ограничение на выезд за пределы Российской Федерации, в отношении 2 187 должников вынесены постановления об ограничении на пользование специальным правом в виде управления транспортным средством.

Ежегодно количество возбужденных и расследованных уголовных дел в связи с уклонением от уплаты алиментов составляет половину и более от общего числа преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.
За 6 месяцев 2024 года из 1334 зарегистрированных преступлений против несовершеннолетних – 750 возбуждено по ч.1 ст. 157 УК РФ. В 1 полугодии 2024 года за преступления против несовершеннолетних осуждено 661 лицо (485), из них по ч. 1 ст. 157 УК РФ - 638 (478) лиц.

Между тем, бездействие приставов-исполнителей по установлению места нахождения должников, своевременной организации их розыска влечет их безнаказанность, способствуют уходу от административной, а затем и уголовной ответственности.

Изучение розыскных дел выявляет неполноту инициированных розыскных мероприятий или их незавершенность (отсутствие сведений из органов внутренних дел о фактах привлечения должника к уголовной, административной ответственности, обращениях в учреждения здравоохранения, приобретения ж/д и авиабилетов, ТФОМС, УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю, МРЭО ГИБДД МВД России по Пермскому краю, ОАО «Национальное Бюро Кредитных историй», ЗАГС, ФНС, ПФР, операторам сотовой связи.).

Отмечается тенденция к снижению эффективности разыскных мероприятий: в 2024 году в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов СПИ проводилась работа по 1 164 разыскным делам, установлено местонахождение 194 должника, эффективность розыска составила 16 %; в 2023 – по 2 076 разыскным делам, установлено 962 должника (46 %); в 2022 – по 1 938 разыскным делам установлено 840 должников (43 %).

Ответы на запросы информации в материалах исполнительного розыска нередко отсутствуют. Акты выхода по предполагаемому месту жительства должника носят формальный характер, не опрашиваются соседи и знакомые должника, не выясняется, когда по месту жительства в последний раз появлялся должник, его связи и предполагаемое место нахождения, источники дохода.

Прокурорами отмечается неиспользование возможности поиска должника через знакомых, родственников, сожителей, по вновь установленным адресам пребывания (нахождения) должников, несвоевременное направление розыскных заданий в целом.

При наличии достоверных данных о смене места жительства должников, приобретении ими жилого помещения, недвижимости в других регионах, их авторизации в ЕСИА в целях получения социальных (пенсионных) выплат по месту фактического проживания, исполнительные производства для совершения исполнительных действий по установленному месту жительства, решения вопроса о привлечении к административной ответственности за неисполнение обязанности по уплате алиментов в установленном судом размере своевременно не передаются. Волокита при изменении места ведения исполнительного производства во многом объясняется отсутствием оперативного и эффективного взаимодействия органов принудительного исполнения по реализации разыскных заданий.

Прокурорами выявляются факты уклонения должника от отбытия обязательных работ, на фоне бездействия судебного пристава-исполнителя административное наказание, назначенное судом, не исполняется. Как следствие, при наличии явных признаков злостного уклонения от уплаты алиментов не представляется возможным решать вопрос о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 157 УК РФ.

Напротив, прокурорами в ходе надзорных мероприятий выявляются укрытые от учета преступления по ч. 1 ст. 157 УК РФ, совершенные в отношении несовершеннолетних. Должники, привлеченные к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, продолжают без уважительных причин не осуществлять регулярные платежи по исполнительному производству. Однако судебный пристав-исполнитель или не отслеживает периодичность поступлений денежных средств, или, являясь осведомленным об этом, причины неисполнения должником обязанности по содержанию детей не выясняет, сообщение о наличии в его действиях признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ, не регистрирует. Для устранения выявленных нарушений прокурорами в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ вносятся требования, по результатам рассмотрения которых возбуждаются уголовные дела по ч. 1 ст. 157 УК РФ.

Проблема принудительного исполнения алиментных обязательств порой сохраняется и в период отбытия уголовного наказания. Так, в связи с бездействием пристава-исполнителя по обращению взыскания на доход должника, получаемого в период исправительных работ, прокурорами решается вопрос о взыскании в пользу взыскателя убытков за счет казны Российской Федерации, компенсации морального вреда.

В отсутствие регулярного и эффективного контроля со стороны судебных приставов-исполнителей допускаются нарушения со стороны работодателей при исполнении требования исполнительных документов об обращении взыскания на заработную плату должника. Допускаются ненаправление исполнительных документов с отметкой о произведенных взысканиях в службу судебных приставов в случае перемены должником места работы, неперечисление либо несвоевременное перечисление удержанных из заработка денежных средств взыскателю, занижение бухгалтерией предприятия суммы платежей.