Соблюдение прав несовершеннолетних на получение содержания от родителей органами принудительного исполнения
В соответствии со ст.ст. 60, 89 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей, а родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Если должник отказывается выплачивать алименты добровольно, они взыскиваются в принудительном порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Таким образом, органы принудительного исполнения, реализуя задачи по исполнению судебных актов о взыскании алиментов, выполняют важную социальную функцию по укреплению благополучия детей, обеспечению их прав. В связи с этим, особую роль играет эффективный прокурорский надзор за их деятельностью, своевременным совершением исполнительных действий, применением мер принудительного исполнения.
За 6 месяцев 2024 года на исполнении в ГУФССП по Пермскому краю находилось 22 788 исполнительных производств о взыскании алиментов
(в аналогичном периоде прошлого года – 23 306).
Самыми многочисленными нарушениями законодательства об исполнительном производстве являются превышение трехдневного срока возбуждения исполнительного производства; непринятие в разумные сроки мер к установлению имущества должников; несоблюдение требований о направлении копии постановлений о возбуждении исполнительного производства, а также о его прекращении взыскателям, должнику, в суд, либо иной орган, выдавший исполнительный документ.
Судебными приставами запросы о наличии имущества в ГАИ, Росреестр, вкладов, доходов – в банки, Центр занятости населения. Нередко исполнение запросов осуществляется длительное время, в отсутствие контроля со стороны приставов-исполнителей. Крайне редко используются возможности трудоустройства должников через службу занятости: направления об обращении для получения статуса безработного должникам практически не выдаются.
Выявляемые просчеты и недостатки в организации работы органов принудительного исполнения по взысканию алиментных платежей, взаимодействия с органами внутренних дел, другими заинтересованными органами при осуществлении розыска должников, не способствуют привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
За уклонение от уплаты алиментов, нерегулярные, незначительные платежи судебными приставами составлено 1 194 административных протокола, вынесено 6 453 постановления об обращении взыскания на заработную плату или иные доходы должника,
в отношении 14 163 должников установлено ограничение на выезд за пределы Российской Федерации, в отношении 2 187 должников вынесены постановления об ограничении на пользование специальным правом в виде управления транспортным средством.
Ежегодно количество возбужденных и расследованных уголовных дел в связи с уклонением от уплаты алиментов составляет половину и более от общего числа преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.
За 6 месяцев 2024 года из 1334 зарегистрированных преступлений против несовершеннолетних – 750 возбуждено по ч.1 ст. 157 УК РФ. В 1 полугодии 2024 года за преступления против несовершеннолетних осуждено 661 лицо (485), из них по ч. 1 ст. 157 УК РФ - 638 (478) лиц.
Между тем, бездействие приставов-исполнителей по установлению места нахождения должников, своевременной организации их розыска влечет их безнаказанность, способствуют уходу от административной, а затем и уголовной ответственности.
Изучение розыскных дел выявляет неполноту инициированных розыскных мероприятий или их незавершенность (отсутствие сведений из органов внутренних дел о фактах привлечения должника к уголовной, административной ответственности, обращениях в учреждения здравоохранения, приобретения ж/д и авиабилетов, ТФОМС, УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю, МРЭО ГИБДД МВД России по Пермскому краю, ОАО «Национальное Бюро Кредитных историй», ЗАГС, ФНС, ПФР, операторам сотовой связи.).
Отмечается тенденция к снижению эффективности разыскных мероприятий: в 2024 году в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов СПИ проводилась работа по 1 164 разыскным делам, установлено местонахождение 194 должника, эффективность розыска составила 16 %; в 2023 – по 2 076 разыскным делам, установлено 962 должника (46 %); в 2022 – по 1 938 разыскным делам установлено 840 должников (43 %).
Ответы на запросы информации в материалах исполнительного розыска нередко отсутствуют. Акты выхода по предполагаемому месту жительства должника носят формальный характер, не опрашиваются соседи и знакомые должника, не выясняется, когда по месту жительства в последний раз появлялся должник, его связи и предполагаемое место нахождения, источники дохода.
Прокурорами отмечается неиспользование возможности поиска должника через знакомых, родственников, сожителей, по вновь установленным адресам пребывания (нахождения) должников, несвоевременное направление розыскных заданий в целом.
При наличии достоверных данных о смене места жительства должников, приобретении ими жилого помещения, недвижимости в других регионах, их авторизации в ЕСИА в целях получения социальных (пенсионных) выплат по месту фактического проживания, исполнительные производства для совершения исполнительных действий по установленному месту жительства, решения вопроса о привлечении к административной ответственности за неисполнение обязанности по уплате алиментов в установленном судом размере своевременно не передаются. Волокита при изменении места ведения исполнительного производства во многом объясняется отсутствием оперативного и эффективного взаимодействия органов принудительного исполнения по реализации разыскных заданий.
Прокурорами выявляются факты уклонения должника от отбытия обязательных работ, на фоне бездействия судебного пристава-исполнителя административное наказание, назначенное судом, не исполняется. Как следствие, при наличии явных признаков злостного уклонения от уплаты алиментов не представляется возможным решать вопрос о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 157 УК РФ.
Напротив, прокурорами в ходе надзорных мероприятий выявляются укрытые от учета преступления по ч. 1 ст. 157 УК РФ, совершенные в отношении несовершеннолетних. Должники, привлеченные к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, продолжают без уважительных причин не осуществлять регулярные платежи по исполнительному производству. Однако судебный пристав-исполнитель или не отслеживает периодичность поступлений денежных средств, или, являясь осведомленным об этом, причины неисполнения должником обязанности по содержанию детей не выясняет, сообщение о наличии в его действиях признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ, не регистрирует. Для устранения выявленных нарушений прокурорами в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ вносятся требования, по результатам рассмотрения которых возбуждаются уголовные дела по ч. 1 ст. 157 УК РФ.
Проблема принудительного исполнения алиментных обязательств порой сохраняется и в период отбытия уголовного наказания. Так, в связи с бездействием пристава-исполнителя по обращению взыскания на доход должника, получаемого в период исправительных работ, прокурорами решается вопрос о взыскании в пользу взыскателя убытков за счет казны Российской Федерации, компенсации морального вреда.
В отсутствие регулярного и эффективного контроля со стороны судебных приставов-исполнителей допускаются нарушения со стороны работодателей при исполнении требования исполнительных документов об обращении взыскания на заработную плату должника. Допускаются ненаправление исполнительных документов с отметкой о произведенных взысканиях в службу судебных приставов в случае перемены должником места работы, неперечисление либо несвоевременное перечисление удержанных из заработка денежных средств взыскателю, занижение бухгалтерией предприятия суммы платежей.