Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Законность применения физической силы и специальных средств в исправительных учреждениях

Материалы по теме
Влияние прокурорского надзора на восстановление прав осужденных
Влияние прокурорского надзора на восстановление прав осужденных

Право на применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы и специальных средств прямо закреплено Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».

Вместе с тем, для признания такого применения законным необходимо руководствоваться нормами как вышеуказанного Закона РФ, так и нормами федерального законодательства.

Вопрос законности применения физической силы и специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы всегда находится на контроле прокурора. Прежде всего это связано с отсутствием у осужденного полной свободы действий в плане защиты своих прав, а также в самом механизме реализации права на защиту через администрацию учреждения. Помимо этого, закрытость пенитенциарной системы может допускать злоупотребление правом на применение физической силы.

Вопрос законности применения к осужденным физической силы, специальных средств и оружия является основной задачей, стоящей перед специализированной прокуратурой, что закреплено в п. 3.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 04.04.2016 № 199 «Об утверждении Типового положения о прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях».

Аналогичные положения изложены и в новом приказе Генеральной прокуратуры России от 24.10.2024 № 800 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и исполнении уголовных наказаний».

В соответствии с п. 1.6 Приказа Генеральной прокуратуры России от 24.10.2024 № 800 при проверках в исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, транзитно-пересыльных пунктах при исправительных учреждениях и следственных изоляторах, дисциплинарных и других воинских частях, на гауптвахтах первостепенное внимание уделять фактам применения администрациями указанных учреждений, должностными лицами дисциплинарных и других воинских частей, гауптвахт, сотрудниками отделов специального назначения территориальных органов уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Определённые критерии оценки правомерности заложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания».

Так, в данном документе отражено, что при оценке законности применения физической силы судам следует учитывать, что если такое принуждение осуществлялось в законных целях, без превышения допустимых пределов и, соответственно, являлось соразмерной (пропорциональной) мерой, то и в том случае, когда применение указанных мер нарушило право на личную неприкосновенность, в частности причинило боль, оно не может рассматриваться как запрещенный вид обращения (глава V Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», пп. 2 п. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 86 УИК РФ).

Исходя из этого, судам следует учитывать режим мест принудительного содержания, основания, условия, цели и последствия применения указанных выше мер, их соразмерность, прекращение применения непосредственно после устранения угрозы причинения вреда охраняемым законом правам и правопорядку, документирование, а в случае необходимости своевременность проведения соответствующего медицинского обследования либо лечения.

Никакие обстоятельства, в том числе распоряжения вышестоящих органов или должностных лиц, тяжесть совершенных лицом правонарушений, не могут признаваться оправданием применения к нему запрещенных видов обращения, в частности совершения в отношении лишенных свободы лиц противоправных действий (бездействия), или основанием для освобождения виновных от ответственности (п.п. 2, 3 ст. 2 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания).

По каждому факту применения физической силы и специальных средств прокурором проводится проверка, с отобранием объяснения от осужденного, просмотром данных переносных видеорегистраторов и сведений стационарных камер видеонаблюдения.

Из сложившейся практики, нарушения в указанной сфере в основном сводились к документальным недочетам. Например, отмечается отсутствие третьего экземпляра медицинского освидетельствования, акта об отказе в подписании документов и даче объяснений. Вместе с тем, во всех случаях выявления нарушений в указанной сфере прокурором принимаются меры реагирования.

 

Материал подготовил Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Пермского края Антонов Дмитрий Георгиевич