Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений

Материалы по теме
Освобождение от уголовной ответственности за коррупционные преступления
Освобождение от уголовной ответственности за коррупционные преступления

Интервью с прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры края Устиновой Ольгой Романовной на тему«О введении реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений».

Давайте, прежде всего, разберёмся, в чём главное отличие увольнения в связи с утратой доверия от увольнения по общим основаниям, предусмотренным трудовым кодексом?

Как показывает практика институт увольнения должностных лиц в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений является эффективным средством борьбы с коррупцией.

Он применяется при сокрытии чиновниками сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, непринятии мер по урегулированию конфликта интересов, предпринимательской деятельности в нарушение антикоррупционных запретов. 

Прекращение трудового договора на основании утраты доверия вызывает негативные последствия для работников. К ним относится: 1) прерывание трудового стажа, что оказывает влияние на выплаты по временному отсутствию работоспособности 2) невыплата пособия по безработице первые три месяца, в будущем сумма будет снижена 3) отсутствие разрешения на определенную должность (временное или пожизненное).

Генеральная прокуратура Российской Федерации отмечает, что увольнение чиновников все чаще происходит по инициативе прокуроров. В России за последние полтора года более 1700 чиновников уволены по данному основанию, в том числе в Пермском крае - 40. 

 

В каких случаях работник может быть уволен в связи с утратой доверия?

Работник подлежит увольнению в связи с утратой доверия при:

- непринятии мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

- непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруга и несовершеннолетних детей либо представлении заведомо недостоверных или неполных сведений;

- участии на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

- осуществлении работником предпринимательской деятельности;

- вхождении работника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

- нарушении запрета отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

 

Тема нашего сегодняшнего разговора – реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Расскажите, что это за реестр и для чего он может быть использован.

В конце 2017 г. в Федеральный закон «О противодействии коррупции» внесены дополнения, которые предусматривают ведение публичного реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений.

Реестр размещается в открытом доступе в сети «Интернет» по адресу http://gossluzhba.gov.ru/reestr в виде списка. Как вести реестр определено постановлением Правительства Российской Федерации, вступившим в силу 15 марта 2018 года.

 

Кто будет вносить сведения в реестр?

Данные об уволенном должны появиться в реестре в следующем порядке:

- 10 рабочих дней есть у территориальных органов и подразделений федеральных госорганов, органов госвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, чтобы передать сведения в уполномоченный госорган (организацию);

- 10 рабочих дней дают уполномоченным госорганам и организациям для передачи сведений об уволенном в Аппарат Правительства Российской Федерации. Если сведения поступили из территориальных органов и подразделений федеральных госорганов, органов госвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, то срок меньше - три рабочих дня;

- 10 рабочих дней есть у уполномоченного подразделения Аппарата, чтобы разместить информацию в реестре.

К 15 августа 2018 года в реестр уже внесены сведения о более чем 320 лицах, в том числе есть данные по Пермскому краю. 

 

Может ли информация быть исключена из реестра?

Исключить их из «реестра коррупционеров» можно по истечении 5 лет после увольнения, в случае отмены решения об увольнении или в случае смерти бывшего чиновника.

Значит ли это, что работодатель может отказать в приёме на работу в случае, если информация о работнике есть в таком реестре коррупционеров?

Закон не запрещает прием на работу лиц, включенных в данный реестр, это остается на усмотрение работодателя. Но кадровые службы смогут проверять чиновников по этой базе, которая является своеобразной «чёрной меткой» для бывших чиновников при их последующем трудоустройстве.