Ответственность за нарушение норм законодательства в период введения ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции


/ФОТО: свободные источники/
Подготовлено старшим прокурором отдела по надзору за соблюбдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Баландиной Гюли Турсуновной
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.
Главным государственным санитарным врачом РФ утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории РФ. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.11.2020 № 35 действие указанных правил продлено до 1 января 2022 г. За неисполнение санитарных правил юрлицами и ИП предусмотрена административная ответственность.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 № 31 утверждены дополнительные меры по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекцией. В частности, высшим должностным лицам субъектов РФ и руководителям высшего исполнительного органа госвласти субъектов РФ исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки рекомендован ряд мер.
Мероприятия, реализуемые в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае определены указом губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121.
Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия в период карантина введена административная ответственность за:
- нарушение санитарных правил в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина);
- распространение в СМИ, в Интернете под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, о принимаемых мерах по обеспечению безопасности, о способах защиты;
- реализацию либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства в части установления предельных размеров оптовых или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями;
- за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 № 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, организации продолжающую запрещенную в период ограничений деятельность, не соблюдающие требования правил по организации детальности в период противоэпидемических мероприятий (превышение числа лиц в торговом зале, нарушение правил обработки помещений).
К ответственности также могут быть привлечены лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении по ст. 20.6.1 утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 975-р.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, составляет 1 год и исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ), подлежат рассмотрению по месту совершения таких правонарушений. При этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления.
Ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 18 части 5 и частью 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, вправе составлять:
- должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 975-р);
- должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Такой перечень установлен Указом Губернатора Пермского края от 14.01.2021 № 1 «Об утверждении перечня исполнительных органов государственной власти Пермского края и их должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ),
подлежат рассмотрению по месту совершения таких правонарушений. При этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления.
Санкция части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Исходя из содержания названной нормы административное наказание в виде предупреждения может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическому лицу), предусмотренного названной нормой, в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.
С 01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон № 100-ФЗ, направленный на усиление мер уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, создавших угрозу массового заболевания или отравления людей. Уголовную ответственность могут повлечь нарушение санитарно-эпидемиологических правил (в том числе лицом, инфицированным COVID-19 или контактировавшим с таким лицом), повлекшее по неосторожности массовое заболевание людей или смерть человека либо создавшее угрозу наступления такого последствия, а также активное распространение заведомо ложной информации о вреде вакцинации против COVID-19 ст. 236 УК РФ.
Также введено уголовное наказание за распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, а также ложной общественно значимой информации (ст. 207.1, 207.2 УК РФ). Теперь лица, распространяющие ложную информацию о ситуации с коронавирусом, могут быть привлечены к уголовной ответственности.