Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Исполнение законодательства об отходах I, II класса опасности

Материалы по теме
Прокурорская защита прав членов семьи работника, погибшего в результате несчастного случая на производстве
Прокурорская защита прав членов семьи работника, погибшего в результате несчастного случая на производстве

ФОТО: Открытые источники

Надзор за исполнением законодательства об отходах I, II класса опасности является приоритетным в деятельности Чусовской городской прокуратуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее – Правила), согласно которым «отработанные ртутьсодержащие лампы» - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой отходы от использования товаров с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 %, утративших свои потребительские свойства (люминесцентные лампы с холодным катодом, люминесцентные лампы с внешним электродом, лампы люминесцентные малогабаритные, лампы люминесцентные трубчатые, лампы общего освещения ртутные высокого давления паросветные).

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, отходы электрического оборудования, содержащего ртуть (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства) имеют 1 класс опасности и относятся к чрезвычайно опасным отходам. Согласно п. 4 Правил места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами.

На основании подп. д (1) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

В соответствии с п. 26(2) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов входит в перечень работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.

Органы местного самоуправления обязаны организовывать создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информировать потребителей о расположении таких мест.

За прошлый год городской прокуратурой проведено 5 проверок исполнения хозяйствующими субъектами законодательства об обращении с отходами I и II классов опасности. По результатам проверок выявлено 14 нарушений закона, с целью устранения которых внесено 3 представления, к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица. Установлено, что в результате деятельности МАУ «Культурно-деловой центр», ГБПОУ «Уральский медицинский колледж», МАУ «Спортивно-оздоровительный комплекс» (далее – Учреждения) образуются отходы II класса опасности «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств».

В нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления паспорта на отходы II класса опасности не составлены, их учет движения надлежащим образом не осуществлялся, договоры на оказание услуг по обращению с ними с федеральным оператором не заключены, сведения о месте их накопления в федеральную государственную информационную систему учета и контроля не внесены. Кроме того, места накопления отходов не соответствовали предъявляемым к ним требованиям. В частности, допускалось накопление батарей в целлофановых пакетах, без тары, в отсутствие маркировки. По итогам проверок руководителям учреждений внесены представления, которые удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 2 лица. Вопросы исполнения указанного законодательства находятся на контроле городской прокуратуры.

Помощник Чусовского городского прокурора Пермского края Левочкина Алена Валерьевна