Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Исполнение законодательства об отходах I, II класса опасности

Материалы по теме
Исполнение законодательства, регулирующего заготовку гражданами древесины для собственных нужд
Исполнение законодательства, регулирующего заготовку гражданами древесины для собственных нужд

ФОТО: Открытые источники

Надзор за исполнением законодательства об отходах I, II класса опасности является приоритетным в деятельности Чусовской городской прокуратуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее – Правила), согласно которым «отработанные ртутьсодержащие лампы» - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой отходы от использования товаров с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 %, утративших свои потребительские свойства (люминесцентные лампы с холодным катодом, люминесцентные лампы с внешним электродом, лампы люминесцентные малогабаритные, лампы люминесцентные трубчатые, лампы общего освещения ртутные высокого давления паросветные).

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, отходы электрического оборудования, содержащего ртуть (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства) имеют 1 класс опасности и относятся к чрезвычайно опасным отходам. Согласно п. 4 Правил места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами.

На основании подп. д (1) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

В соответствии с п. 26(2) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов входит в перечень работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.

Органы местного самоуправления обязаны организовывать создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информировать потребителей о расположении таких мест.

За прошлый год городской прокуратурой проведено 5 проверок исполнения хозяйствующими субъектами законодательства об обращении с отходами I и II классов опасности. По результатам проверок выявлено 14 нарушений закона, с целью устранения которых внесено 3 представления, к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица. Установлено, что в результате деятельности МАУ «Культурно-деловой центр», ГБПОУ «Уральский медицинский колледж», МАУ «Спортивно-оздоровительный комплекс» (далее – Учреждения) образуются отходы II класса опасности «Батареи и аккумуляторы, утратившие потребительские свойства, кроме аккумуляторов для транспортных средств».

В нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления паспорта на отходы II класса опасности не составлены, их учет движения надлежащим образом не осуществлялся, договоры на оказание услуг по обращению с ними с федеральным оператором не заключены, сведения о месте их накопления в федеральную государственную информационную систему учета и контроля не внесены. Кроме того, места накопления отходов не соответствовали предъявляемым к ним требованиям. В частности, допускалось накопление батарей в целлофановых пакетах, без тары, в отсутствие маркировки. По итогам проверок руководителям учреждений внесены представления, которые удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 2 лица. Вопросы исполнения указанного законодательства находятся на контроле городской прокуратуры.

Помощник Чусовского городского прокурора Пермского края Левочкина Алена Валерьевна