Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Надзор за исполнением законодательства при обращении с отходами производства и потребления I и II классов опасности

Материалы по теме
Результаты надзорной деятельности за исполнением требований законодательства при заключении от имени операторов договоров об оказании услуг связи
Результаты надзорной деятельности за исполнением требований законодательства при заключении от имени операторов договоров об оказании услуг связи

ФОТО: Открытые источники

Обеспечение законности в области обращения с отходами производства и потребления является одной из первостепенных задач прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды, осуществляя который, принимаются меры к понуждению исполнения требований закона, восстановлению нарушенных экологических прав граждан.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.

Например, если I класс – чрезвычайно опасные отходы, то V класс – практически неопасные отходы. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

С 01.03.2022 индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с ними либо самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, либо передают данные отходы федеральному оператору (ФГУП «Федеральный экологический оператор») в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Организационное, а также информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности между федеральным оператором, отходообразователями (в том числе обеспечивающими самостоятельное обращение с отходами), операторами по обращению с отходами I и II классов опасности и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется на единой цифровой платформе - федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).

В 2023 году с учётом заданий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поручений и решений коллегии прокуратуры Пермского края, Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой значительное внимание направлено на соблюдение требований законодательства при обращении с отходами, включая I и II классов опасности.

Так, в целях получения информации о возможных нарушениях при обращении с отходами I и II классов опасности налажено взаимодействие с ФГУП «Федеральный экологический оператор», Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, а в целях профилактики организовано информирование об изменениях законодательства через сайты, в том числе органов местного самоуправления. При проведении всех проверок лиц, являющихся отходообразователями, обязательно даётся оценка соблюдению требований законодательства об отходах производства и потребления, что позволило выявить 235 нарушений закона (29,3% от общего числа выявленных нарушений), при этом 52 нарушения в деятельности 18 лиц связано именно с отходами I-II классов опасности.

Например, при проведении проверки ООО «Север-Агро» установлено, что осуществляя хозяйственную деятельность по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более), что является критерием для отнесения к объектам 2 категории, не осуществило постановку на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не разработало и не направило в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду, не разработало программу производственного экологического контроля, не провело инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, мероприятия по регулированию выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края не согласовало. Кроме этого, общество не разработало проект санитарно-защитной зоны для молочно-товарных ферм и гаражного комплекса, а также не получило санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта санитарным правилам и нормативам, не отнесло отходы к конкретному классу опасности, договор с федеральным оператором не заключило и прочее.

По результатам проверки ООО «Калинина» установлено, что сельхозпредприятие не разработало паспорта на образующиеся отходы I-II классов опасности, не осуществляло учёт образующихся отходов, не прошло регистрацию в ФГИС ОПВК, не заключило договор с федеральным экологическим оператором на обращение с отходами I-II класса опасности, осуществляло накопление отходов (отработанные ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторы с электролитом) с нарушением установленных требований законодательства.

По результатам проверок природоохранной прокуратурой хозяйствующим субъектам внесены представления, которые удовлетворены, должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Гирев Иван Михайлович