Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Надзор за исполнением законодательства при обращении с отходами производства и потребления I и II классов опасности

Материалы по теме
Работа органов прокуратуры Пермского края по приему граждан в 2023 году
Работа органов прокуратуры Пермского края по приему граждан в 2023 году

ФОТО: Открытые источники

Обеспечение законности в области обращения с отходами производства и потребления является одной из первостепенных задач прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды, осуществляя который, принимаются меры к понуждению исполнения требований закона, восстановлению нарушенных экологических прав граждан.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.

Например, если I класс – чрезвычайно опасные отходы, то V класс – практически неопасные отходы. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

С 01.03.2022 индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с ними либо самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, либо передают данные отходы федеральному оператору (ФГУП «Федеральный экологический оператор») в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Организационное, а также информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности между федеральным оператором, отходообразователями (в том числе обеспечивающими самостоятельное обращение с отходами), операторами по обращению с отходами I и II классов опасности и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется на единой цифровой платформе - федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).

В 2023 году с учётом заданий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поручений и решений коллегии прокуратуры Пермского края, Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой значительное внимание направлено на соблюдение требований законодательства при обращении с отходами, включая I и II классов опасности.

Так, в целях получения информации о возможных нарушениях при обращении с отходами I и II классов опасности налажено взаимодействие с ФГУП «Федеральный экологический оператор», Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, а в целях профилактики организовано информирование об изменениях законодательства через сайты, в том числе органов местного самоуправления. При проведении всех проверок лиц, являющихся отходообразователями, обязательно даётся оценка соблюдению требований законодательства об отходах производства и потребления, что позволило выявить 235 нарушений закона (29,3% от общего числа выявленных нарушений), при этом 52 нарушения в деятельности 18 лиц связано именно с отходами I-II классов опасности.

Например, при проведении проверки ООО «Север-Агро» установлено, что осуществляя хозяйственную деятельность по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более), что является критерием для отнесения к объектам 2 категории, не осуществило постановку на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не разработало и не направило в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду, не разработало программу производственного экологического контроля, не провело инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, мероприятия по регулированию выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края не согласовало. Кроме этого, общество не разработало проект санитарно-защитной зоны для молочно-товарных ферм и гаражного комплекса, а также не получило санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии такого проекта санитарным правилам и нормативам, не отнесло отходы к конкретному классу опасности, договор с федеральным оператором не заключило и прочее.

По результатам проверки ООО «Калинина» установлено, что сельхозпредприятие не разработало паспорта на образующиеся отходы I-II классов опасности, не осуществляло учёт образующихся отходов, не прошло регистрацию в ФГИС ОПВК, не заключило договор с федеральным экологическим оператором на обращение с отходами I-II класса опасности, осуществляло накопление отходов (отработанные ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторы с электролитом) с нарушением установленных требований законодательства.

По результатам проверок природоохранной прокуратурой хозяйствующим субъектам внесены представления, которые удовлетворены, должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Помощник Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Гирев Иван Михайлович