Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Надзор за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения территориальной прокуратурой

Материалы по теме
Надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав граждан на предоставление технических средств реабилитации
Надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав граждан на предоставление технических средств реабилитации

ФОТО: Открытые источники

В Стратегии безопасности дорожного движения на 2018 - 2024 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 08.01.2018 № 1-р отмечается, что основными видами дорожно-транспортных происшествий в России остаются столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. В общей сложности на них приходится более 70 % всех происшествий и пострадавших в них.

При рассмотрении дорожно-транспортной аварийности в привязке к местам совершения дорожно-транспортных происшествий 70 % ДТП регистрируются на территории городов и населенных пунктов, в них погибают половина граждан. Более трети всех происшествий в стране и более половины общего количества происшествий в населенных пунктах регистрируются в столицах субъектов Российской Федерации, в них погибают почти четверть людей и получают ранения половина пострадавших. При этом, почти в каждом втором случае это происходит из-за недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы соответствия автодорог нормативным требованиям и государственным стандартам, их своевременного и качественного ремонта. Однако исполнение указанных норм возможно только при надлежащей работе и организации взаимодействия различных государственных и муниципальных структур.

Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разграничены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, к которым относятся вопросы использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям содержатся в ГОСТ Р 50597-2017. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В деятельности органов прокуратуры Российской Федерации вопросы прокурорского надзора за исполнением законов об автомобильных дорогах и дорожной деятельности всегда остаются актуальными. Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.03.2020 № 175/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» установлена необходимость регулярных проверок исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части соблюдения правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог. 

Во исполнение названного указания прокуратурой Свердловского района города Перми на постоянной основе проводятся проверки в том числе, в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» и регионального проекта «Малые дела». За 6 месяцев 2023 года прокуратурой района проверено более 50 участков дорог поднадзорной территории, выявлено 87 нарушений закона, подготовлено 79 актов реагирования. Изучение прокурорской практики позволило прийти к определенным выводам, выработать некоторые рекомендации, которые могут быть полезными для проведения подобных проверок. Специфика указанного надзора заключается в необходимости проведения анализа состояния законности и анализа преступности, для выявления проблемных вопросов, проверки состояния большого количества объектов (участков дорог, элементов благоустройства), выбора средств прокурорского реагирования, позволяющих наиболее эффективно влиять на устранение выявленных нарушений, организации межведомственного взаимодействия правоохранительных органов, органов местного самоуправления и общественных институтов.

Для проведения указанных проверок целесообразно привлечение специалистов муниципальных учреждений, осуществляющих благоустройство территорий и сотрудников отделов ГИБДД, которые благодаря специальным познаниям могут оценить состояние дорожного полотна, разметки, благоустройство и оснащение дорожными автомобильных дорог, расположенных на поднадзорной территории. Также видится необходимым проведение межведомственных рабочих групп с привлечением представителей правоохранительных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций для выработки стратегии, направленной на повышения уровня законности.

В ходе проверок, проведенных прокуратурой района выявлены нарушения законодательства и существующих требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 50597-2017). Так, выявлено отсутствие дорожной разметки и необходимых дорожных знаков, ненадлежащее состояние и отсутствие крышек люков на смотровых колодцах, расположенных на проезжей части, недопустимые провалы, дефекты дорожного покрытия, ненормативное состояние железнодорожных переездов непринятие уполномоченными органами мер к обследованию аварийных участков дорог и прочее. Данные нарушения создают условия для возникновения дорожно-транспортных происшествий, травматизма граждан и препятствуют достижению целей национального проекта, снижая эффективность расходования предусмотренных на данные цели бюджетных средств.

По результатам проверок в администрацию города внесено представление в целях решения вопроса о выделении бюджетных средств на установку дорожных знаков, а в администрацию района - представления с требованием устранить выявленные нарушения, привести дорожное полотно проверенных участков дорог и элементы их благоустройства в соответствии с техническими требованиями. Результаты проверочных мероприятий обсуждены на заседании межведомственной рабочей группы, приняты решения направленные на профилактику безопасности дорожного движения на поднадзорной территории и выработку стратегии взаимодействия правоохранительных органов и органов местного самоуправления по указанным вопросам.

Прокурор Свердловского района г. Перми Александр Владимирович Гисс