Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Надзор за исполнением лесного законодательства территориальной прокуратурой

Материалы по теме
Исполнение законодательства о безопасности дорожного движения
Исполнение законодательства о безопасности дорожного движения

ФОТО: ОТКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Согласно Стратегии экологической безопасности Российской Федерации, на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 к основным задачам, решение которых необходимо для достижения целей государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности страны, отнесено осуществление эффективных мер по сохранению и рациональному использованию лесных ресурсов, сохранению экологического потенциала лесов.

Приказом Генерального прокурора РФ от 15 апреля 2021 г. № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» прокурорам городов и районов, другим приравненным к ним прокурорам предписано с учетом складывающейся обстановки обеспечить эффективный надзор за исполнением законов в экологической сфере, в том числе об охране лесов. Городские леса не предназначены для заготовки древесины, однако городские территории используются предпринимателями для перевозки, заготовки и переработки привезенной древесины, в связи с чем надзор за исполнением законов в экологической сфере, в том числе об охране лесов также остается актуальным на указанных территориях.

Прокуратурой Свердловского района г. Перми организован мониторинг исполнения законодательства в рассматриваемой сфере, фактам совершения административных правонарушений и уголовно-наказуемых деяний, а также оперативно-значимой информации в данном направлении надзора. Налажено взаимодействие и оперативный обмен информацией с муниципальным казенным учреждением «Пермское городское лесничество», правоохранительными органами и органами местного самоуправления.

В что в целях реализации мероприятий по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины Отделом полиции №7 в 2023 году проведено оперативно-профилактическое мероприятие «Лесовоз».  По результатам которого выявлено 4 нарушения закона, составлено 3 протокола об административных правонарушениях. При этом указанным ОПМ не были охвачены, все расположенные на территории Свердловского района и п. Новые Лады действующий малые лесопильные комплексы, отдел полиции не располагает достоверными сведениями о действующих на территории района малых лесопильных комплексах. В связи с выявленными нарушениями требований законодательства прокуратурой района в адрес начальника Отдела полиции № 7 (дислокация Свердловский района) г. Перми внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, Отделом полиции организованны мероприятия по профилактике правонарушений в сфере лесопользования.

В апреле 2023 года прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления и лесопользования в отношении трех малых лесопильных комплексов, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Основанием проверки послужили результаты мониторинга деятельности предпринимателей, осуществляющих переработку и продажу древесины на поднадзорной территории. В ходе проверки были выявлены нарушения следующих норм:

Согласно ст. 50.6 Лесного кодекса РФ единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее – Лес-Егаис) создается в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации. Информация в систему Лес-Егаис представляется индивидуальными предпринимателями, осуществляющими маркировку древесины, сделки с древесиной. В единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней содержится документированная информация в том числе о юридических лицах и их филиалах (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, сведения о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций), об индивидуальных предпринимателях (сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика), осуществляющих заготовку древесины; об адресах (местоположении) мест (пунктов) складирования древесины, объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, о производственных мощностях объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры и др.

Согласно ст. 50.4-1 Лесного кодекса РФ хранение заготовленной древесины после вывоза ее с лесосеки допускается исключительно в местах (пунктах) складирования древесины (в том числе на лесных складах), сведения о которых внесены в государственный лесной реестр. Требования к размещению и характеристикам складов древесины, в том числе в части оборудования их средствами фиксации транспортных средств, осуществляющих доставку древесины на такие склады, и порядок внесения сведений о складах древесины в государственный лесной реестр устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 № 2017 утверждены Требования к размещению и характеристикам складов древесины. Согласно п. 7 указанных Требований с клады древесины должны быть оборудованы информационными табличками (вывесками), содержащими идентификационный номер склада древесины и контактный телефон собственника древесины (уполномоченного им лица) и (или) лица, которому на законных основаниях принадлежит склад древесины. Информационные таблички (вывески) размещаются с наружной стороны ограждения склада древесины в доступном для обозрения месте у каждого из его въездов и выездов. Согласно ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Согласно п. 216, 220 СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.

При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

В ходе осмотра лесопильных комплексов прокуратурой района установлены факты складирования древесины, наличие отходов от деревообрабатывающего производства (опилки, деревянная стружка, доски, ветки деревьев), при этом специальные места для хранения отходов не оборудованы, отходы производства находятся на открытом воздухе. Индивидуальные предприниматели зарегистрированы в информационной системе Лес-ЕГАИС в качестве продавцов и покупателей древесины. в Лес-Егаис отражена информация о наличии у них места складирования древесины – «Пилорамм». При этом в ходе осмотра территорий «Пилорам» установлено, что они не соответствует требованиям Постановления Правительства № 2017 от 24.11.2021 – отсутствуют информация о складе древесины и система видеонаблюдения. Кроме того, на территории складов находятся отходы деревоперерабатывающего производства (опилки, деревянная стружка, ветки деревьев). Специальные места для хранения отходов не оборудованы, отходы находятся на открытом воздухе. По результатам проверок в адрес трех индивидуальных предпринимателей внесены представления. В настоящее время все представления рассмотрены, предпринимателями приняты меры для устранения выявленных прокуратурой нарушений: территория лесопильных комплексов очищена от отходов производства, места складирования древесины оборудованы информационными табличками, системой видеонаблюдения. Кроме того, по факту складирования отходов производства отделом полиции № 7 (дислокация Свердловский район) Управления МВД России по г. Перми в отношении предпринимателей составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

 

Старший помощник прокурора Свердловского района г. Перми Нестерова Анастасия Александровна