Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха

Материалы по теме
Надзор за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения территориальной прокуратурой
Надзор за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения территориальной прокуратурой

Фото: Открытые источники

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под контролем в области охраны окружающей среды (экологическим контролем) понимается система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора на территории Пермского края осуществляет федеральный государственный экологический надзор, в том числе в отношении строящихся, реконструируемых объектов, относящихся к объектам I категории. Порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) определен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096.

Предметом государственного экологического контроля является, в том числе соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» и др.

К разрешительным документам относятся, среди прочего разрешение на сбросы загрязняющих веществ, нормативы допустимых выбросов, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативы допустимых сбросов веществ; свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее – объект ОНВОС), на государственный учет; согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период наступления неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) и др.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.06.2019 № 347 утверждены Методические рекомендации по выдаче Федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства (далее – Рекомендации), которые определяют процедуру осуществления названного надзора.

Основанием для проведения проверки является поступление в Росприроднадзор (его территориальный орган) заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора.

В марте 2023 г. природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения Управлением законодательства при выдаче заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства. Анализ изученных материалов проверок показал на наличие нарушений, допускаемых при осуществлении названного надзора. Так, без внимания государственных инспекторов остаются факты непостановки объектов строительства на государственный учет объектов ОНВОС.

При этом осуществление на объекте ОНВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев является критерием отнесения объекта к III категории, а осуществление на объекте ОНВОС деятельности по строительству продолжительностью менее 6 месяцев является критерием отнесения объекта в IV категории. Постановка на государственный учет должна быть осуществлена юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов ОНВОС предусмотрена административная ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ.

Должностными лицами Управления своевременно не принимаются меры к предостережению лиц, осуществляющих строительство, к недопущению указанных нарушений, а также в последующем при рассмотрении извещений о сроках выполнения работ, вопрос о выдаче предписаний по постановке объектов ОНВОС не решен.

Лишь в редких случаях такие обязанности природопользователями исполнены: ООО «Прикамский картон» (строительство выпускного коллектора); АО «УНС (строительство технологических объектов пункта подготовки и сбора нефти «Каменка 115» Каменского месторождения), ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» (реконструкция трубопроводов Шагиртско-Гожанского нефтяного месторождения (водоводы ВРП-2 - ВРП-0342, т.вр. ВРП-0315-скв.766 - скв. 764; реконструкция сборного нефтепровода «Реконструкция нефтепровода «ДНС-1025-ДНС-1024») и др.

Представленные материалы и акты проверок по заявлениям о выдаче заключений органа федерального государственного экологического надзора фактически цитируют решения, содержащиеся в проектной документации, сведения о соблюдении природопользователями природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности отсутствуют, в том числе в актах проверки не отражена информация о выполнении программы производственного экологического контроля за характером изменения всех компонентов экосистемы при строительстве и эксплуатации объекта, а также при авариях и др.

С учетом присвоения строящимся объектам III категории негативного воздействия возникает обязанность хозяйствующего субъекта по разработке природоохранной документации, в том числе программ ПЭК; согласование с Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края мероприятий по уменьшению выбросов в период наступления НМУ, назначение ответственных лиц при реализации НМУ, ведение журналов учета НМУ и т.д. Однако исполнение перечисленных требований законодательства государственными инспекторами Управления не проверяется.

В целях реализации полномочий, предусмотренных законодательством об охране атмосферного воздуха, Управлением сформирован перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха, фактически в указанный перечень включены все без исключения объекты I, II, III категории ОНВОС.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Управления, начиная с февраля 2021 г. юридические лица, владельцы объектов, включенных в утвержденный перечень, обязаны провести корректировку программы производственного экологического контроля в части включения в нее плана-графика проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений.

По состоянию на 13.03.2023 в данный перечень включено 2558 объектов, при этом в ПТО УОНВОС количество объектов, которые, исходя из критериев Управления, обязаны проводить мониторинг, составляет 3975 объектов, в связи с чем требуется проведение актуализации перечня. По результатам проверки руководителю Управления внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным. Прокуратура контролирует устранение нарушений.

 

Старший помощник Пермского межрайонного природоохранного прокурора Унижук Наталья Викторовна