Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Административный надзор

Материалы по теме
Исполнение законодательства, регулирующего заготовку гражданами древесины для собственных нужд
Исполнение законодательства, регулирующего заготовку гражданами древесины для собственных нужд

Фото: Открытые источники

Выбор места жительства лицом, находящимся под административным надзором: недоработки законодательства и проблемы правоприменительной практики.

Уже более 10 лет в России функционирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», принятие которого было обусловлено целями профилактики повторной и рецидивной преступности, создание безопасного пространства жизнедеятельности граждан. Замысел законодателя кроется в установлении специального режима ограничения прав и свобод человека и гражданина лиц определенной категории, способный снизить уровень указанной преступности, повысить эффективность социализации, которая является одной из форм столь известного и обсуждаемого в последнее время явления «пробации».    Оценивая, безусловно, положительно потенциал закона, его мощный профилактический вектор, вместе с тем следует сказать, что он далек от совершенства, а правоприменительная практика как несговорчивый собеседник вскрывает недостатки правового регулирования складывающихся правоотношений и заставляет искать решение проблем путем предложения изменений в законодательство.

Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом N 64-ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия.

Статьей 12 Закона № 64 установлены полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора. Так при осуществлении административного надзора органы внутренних дел обязаны:

1) разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

2) вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора;

3) систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

4) вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений;

5) объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица, освобожденного из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребывания, а также розыск поднадзорного лица, самовольно оставившего место жительства или пребывания либо выехавшего за установленные судом пределы территории, если судом ему было установлено такое административное ограничение;

6) подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы;

7) в письменной форме уведомлять потерпевшего и (или) его представителя о прекращении административного надзора в день прекращения административного надзора.

2. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:

1) запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;

2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

3) проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

3. Орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами:

1) смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника;

2) необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории;

3) невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами;

4) прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории;

5) необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию;

6) необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве:

а) явка в органы службы занятости населения для регистрации и дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходящей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения;

б) прохождение предварительного собеседования;

в) прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового договора, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установленных судом пределах территории;

г) заключение трудового договора;

д) заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг;

е) государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности.

При этом не регламентирован порядок проверки невозможности проживания поднадзорного лица по месту жительства и пребывания, а также не разработана форма разрешения, выдаваемая органом внутренних дел.

В связи с чем существует позиция, согласно которой орган внутренних дел лишь фиксирует факт смены места жительства, а соответствующее заявление поднадзорного носит лишь уведомительный характер.

На наш взгляд эта точка зрения ошибочна и входит в противоречие с концепцией существующего закона, значение которого, как говорилось ранее, в усилении контроля за определенной категорией граждан, что невозможно, если смена места жительства будет осуществляться в уведомительном порядке.

В связи с чем полагаю, что ст. 12 указанного закона должна быть конкретизирована в части предоставляемых органу внутренних дел полномочий.

Представляется, что эффективность работы по профилактике рецидивной преступности может зависеть не только от частоты визитов поднадзорного лица к инспектору ОВД, но и от того, насколько правильно и обосновано будут приняты решения начальником ОМВД о разрешении вопроса смены места жительства или пребывания вне жилого помещения.

 

Старший помощник Лысьвенского городского прокурора младший советник юстиции Костин Сергей Николаевич