Административный надзор


Фото: Открытые источники
Выбор места жительства лицом, находящимся под административным надзором: недоработки законодательства и проблемы правоприменительной практики.
Уже более 10 лет в России функционирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», принятие которого было обусловлено целями профилактики повторной и рецидивной преступности, создание безопасного пространства жизнедеятельности граждан. Замысел законодателя кроется в установлении специального режима ограничения прав и свобод человека и гражданина лиц определенной категории, способный снизить уровень указанной преступности, повысить эффективность социализации, которая является одной из форм столь известного и обсуждаемого в последнее время явления «пробации». Оценивая, безусловно, положительно потенциал закона, его мощный профилактический вектор, вместе с тем следует сказать, что он далек от совершенства, а правоприменительная практика как несговорчивый собеседник вскрывает недостатки правового регулирования складывающихся правоотношений и заставляет искать решение проблем путем предложения изменений в законодательство.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом N 64-ФЗ временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия.
Статьей 12 Закона № 64 установлены полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора. Так при осуществлении административного надзора органы внутренних дел обязаны:
1) разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;
2) вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора;
3) систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;
4) вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений;
5) объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица, освобожденного из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребывания, а также розыск поднадзорного лица, самовольно оставившего место жительства или пребывания либо выехавшего за установленные судом пределы территории, если судом ему было установлено такое административное ограничение;
6) подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы;
7) в письменной форме уведомлять потерпевшего и (или) его представителя о прекращении административного надзора в день прекращения административного надзора.
2. При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:
1) запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;
2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;
3) проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
3. Орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами:
1) смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника;
2) необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории;
3) невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами;
4) прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории;
5) необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию;
6) необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве:
а) явка в органы службы занятости населения для регистрации и дальнейшего взаимодействия с этими органами в целях поиска подходящей работы либо регистрации в качестве безработного, если в установленных судом пределах территории отсутствуют соответствующие органы службы занятости населения;
б) прохождение предварительного собеседования;
в) прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), необходимого для заключения трудового договора, если этот осмотр (обследование) не может быть пройден в установленных судом пределах территории;
г) заключение трудового договора;
д) заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг;
е) государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии на осуществление определенного вида деятельности.
При этом не регламентирован порядок проверки невозможности проживания поднадзорного лица по месту жительства и пребывания, а также не разработана форма разрешения, выдаваемая органом внутренних дел.
В связи с чем существует позиция, согласно которой орган внутренних дел лишь фиксирует факт смены места жительства, а соответствующее заявление поднадзорного носит лишь уведомительный характер.
На наш взгляд эта точка зрения ошибочна и входит в противоречие с концепцией существующего закона, значение которого, как говорилось ранее, в усилении контроля за определенной категорией граждан, что невозможно, если смена места жительства будет осуществляться в уведомительном порядке.
В связи с чем полагаю, что ст. 12 указанного закона должна быть конкретизирована в части предоставляемых органу внутренних дел полномочий.
Представляется, что эффективность работы по профилактике рецидивной преступности может зависеть не только от частоты визитов поднадзорного лица к инспектору ОВД, но и от того, насколько правильно и обосновано будут приняты решения начальником ОМВД о разрешении вопроса смены места жительства или пребывания вне жилого помещения.
Старший помощник Лысьвенского городского прокурора младший советник юстиции Костин Сергей Николаевич