Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии

Материалы по теме
Исполнение законодательства, регулирующего заготовку гражданами древесины для собственных нужд
Исполнение законодательства, регулирующего заготовку гражданами древесины для собственных нужд

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. СЗЗ отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. 

Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами. СЗЗ утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий и натурных исследований. Территория санитарно-защитной зоны предназначена для:

- обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;

- создания санитарно-защитного барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;

- организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха, повышение комфортности микроклимата.

В составе проекта санитарно-защитных зон представляется документация в объеме, позволяющем дать оценку проектных решений об их соответствии санитарным нормам и правилам. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» устанавливаются следующие размеры ориентировочных санитарно-защитных зон:

- предприятия I класса — 1000 м (производство по переработке нефти, попутного нефтяного и природного газа и др.);

- предприятия II класса — 500 м (производство серной, уксусной, соляной кислот, асфальтобетона, цемента и др.);

- предприятия III класса — 300 м (производство лаков, парфюмерии, кирпича и др.);

- предприятия IV класса — 100 м (производство мыла, олифы, стекловолокна, мебели с лакировкой и окраской и др.);

- предприятия V класса — 50 м (производство бумаги из макулатуры, спичек, макарон и др.).

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны разрабатывается последовательно:

- расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитное излучение и др.);

- установленная (окончательная) санитарно-защитная зона – на основании результатов натурных наблюдений и измерений, для подтверждения расчетных параметров.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест и предельно-допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

Размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены при условии:

- объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов);

- подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;

- уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещение: жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства; размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.

Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Постановлением Правительства от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила № 222).

Согласно п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2025 определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 01.10.2024 обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

Пунктом 3 Правил № 222 определено, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон.

В марте 2022 г. природоохранной прокуратурой в ходе проверки деятельности Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при принятии решений об установлении, изменении существования санитарно-защитных зон.

Так, Управлением систематически допускались случаи нарушения сроков рассмотрения поступивших заявлений, установленных пунктом 17 Правил № 222, а также направления заявителям принятых решений, срок направления принятого решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны в орган, осуществляющий ведение кадастрового учета, установленного п. 23 . Наряду с перечисленнымведомством не принимались меры административного воздействия (понуждения) к организациям, которым ранее отказывалось в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны.

При этом н заявитель в срок не более 3 месяцев со дня направления ему уполномоченным органом уведомления об отказе в принятии решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны обязан устранить основания, указанные в п. 28 настоящих Правил, и подать или направить в уполномоченные органы повторно соответствующее заявление с приложением к нему необходимых документов.

Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе за отсутствие санитарно-защитной зоны.

Так, частью 1 указанной статьи нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, влечет наложение штрафных санкций (для юридических лиц от 10 до 20 тыс. руб.), вплоть до приостановления деятельности до 90 суток.

 

Помощник Пермского межрайонного природоохранного прокурора Унижук Наталья Викторовна