Компенсация морального вреда в связи с причинением вреда жизни или здоровью в результате ДТП
ФОТО: Открытые источники
Под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб (ст. 2 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Гражданин вправе требовать компенсацию морального вреда в случае причинения ему нравственных или физических страданий в результате дорожно-транспортного происшествия, в частности, при причинении вреда его здоровью, а также в случае смерти родственника такого гражданина в результате ДТП.
Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (например, чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь и другие негативные эмоции).
Моральный вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, подлежит компенсации владельцем источника повышенной опасности (лицом, владеющим источником повышенной опасности, в частности, на праве собственности, на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством), который не во всех случаях будет являться лицом, причинившим вред.
В случае причинения вреда жизни или здоровью в результате взаимодействия источников повышенной опасности (столкновения транспортных средств.) третьему лицу, например пассажиру, моральный вред компенсируется солидарно владельцами источников повышенной опасности. Отсутствие вины владельца источника повышенной опасности, участвовавшего во взаимодействии источников повышенной опасности, не является основанием освобождения его от обязанности компенсировать моральный вред.
Так, например, моральный вред подлежит возмещению владельцем транспортного средства, если в результате ДТП, произошедшего по вине пешехода, последнему был причинен вред жизни или здоровью. При этом, отсутствие вины водителя транспортного средства в ДТП не является правовым основанием для освобождения его от обязанности возместить моральный вред потерпевшему. В рассматриваемом случае судом может быть учтена степень вины потерпевшего в причинении ему вреда при определении размера компенсации морального вреда, подлежащего ко взысканию.
28.05.2024 Нытвенский районный суд Пермского края вынес приговор жителю Московской области. Он признан виновным по ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности гибель человека). Водитель грузовика выехал на полосу встречного движения, где допустил столкновение с автомобилем «Газель». В результате второй участник аварии погиб на месте происшествия. Суд назначил мужчине наказание в виде принудительных работ на срок 3 года с удержанием из заработка 10% в доход государства, с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года, а также взыскал в пользу родственников погибшего 7 млн рублей. Приговор в законную силу не вступил.
В Пермском районе осужден водитель, управлявший автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, допустивший наезд на велосипедиста. При этом, водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, а также был лишен водительских прав. В результате аварии потерпевшему был причинен тяжкий вред здоровью. 18.01.2024 Пермский районный суд приговорил виновного к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 2 года 10 месяцев, а также взыскал в пользу потерпевшего 1,5 млн рублей в качестве компенсации морального вреда.
Неоднозначным в судебной практике остается вопрос о размере компенсации морального вреда, что связано, в первую очередь, с обязанностью суда определять такой размер в каждом конкретном случае исходя из совокупности всех заслуживающих внимания обстоятельств (например, степени вины причинителя вреда и потерпевшего в ДТП, тяжести причиненного вреда здоровью, длительности лечения потерпевшего и др.). При определении размера компенсации морального вреда суд также обязан руководствоваться принципами разумности и справедливости, которые, в свою очередь, носят сугубо оценочный характер и зачастую напрямую связаны с конкретными обстоятельствами ДТП.
В этой связи важная роль при рассмотрении гражданских дел о взыскании компенсации морального вреда, причиненного жизни или здоровью граждан в результате ДТП, отведена прокурору, который в обязательном порядке принимает участие в рассмотрении таких гражданских дел в порядке ч. 3 ст. 45 ГПК РФ и дает свое заключение.
При этом, прокурор не только дает заключение по вопросу наличия правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда, но и проверяет законность вынесенного судебного акта на предмет соразмерности и справедливости взысканной судом денежной суммы в счет компенсации морального вреда. При несогласии с судебным актом, в том числе, в части определенного судом размера компенсации морального вреда, прокурор наделен полномочиями на обжалование такого судебного акта в апелляционном и кассационном порядке.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры края Юлия Антоновна Цилинская