Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Практика прокурорского надзора в сфере блокировки информации, распространяемой с нарушением закона

Материалы по теме
Итоги работы прокуратуры по предотвращению использования судебных актов для необоснованного перечисления денежных средств
Итоги работы прокуратуры по предотвращению использования судебных актов для необоснованного перечисления денежных средств

ФОТО: Открытые источники

Интервью «радио России» начальника отдела за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Пермского края Гуляевой Ольги Леонидовны

Вопрос: Каким законом регламентирован порядок блокировки информации?

Указанный порядок предусмотрен статьей 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». С 2021 года внесены изменения в указанную статью Федерального закона, согласно которым Генеральная прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями по направлению в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (сокращенно Роскомнадзор) требований о принятии мер по ограничению доступа к ряду информационных ресурсов, к которым отнесены:

- ресурсы, содержащие предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей;

- информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности;

- ложные сообщения об актах терроризма и иная значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществ, массового нарушения общественного порядка и др.

Указанные изменения связаны с тем, что ранее перечисленные информационные ресурсы подлежали блокировке только после получения судебного решения, что загружало суды, установленный в настоящее время порядок позволяет в кратчайшие сроки оперативно принять меры к блокировке данной информации. Кроме того, как и ранее, территориальные прокуроры вправе в силу требований ст. 15.1 данного Закона, направлять информацию о блокировке материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, о способах совершения самоубийства, об азартной деятельности, осуществляемой с нарушением и т.д. непосредственно в Роскомнадзор без взаимодействия с аппаратом прокуратуры края и Генеральной прокуратурой РФ. Вместе с тем, в ряде случаев для блокировки информации, распространяемой с нарушением закона все же необходимо получение судебного решения. К такой информации относится, например, распространение сведений с предложением об отрисовке документов либо продаже информации из баз данных ГИБДД.

Вопрос: Какая информация является часто блокируемой?

В органы прокуратуры края поступает множество обращений о блокировке информационных ресурсов, на которых содержатся сведения о продаже дипломов. Это наиболее распространенный вид запрещенной информации. Вместе с тем, при проведении проверочных мероприятий зачастую нами уже устанавливается, что тот или иной ресурс заблокирован либо сведения о его блокировке направлены в Роскомнадзор, в связи с чем оснований для принятия дополнительных мер реагирования не требуется.

Также достаточно распространена информация о продаже медицинских справок, водительских удостоверений, паспортов гражданина Российской Федерации, сертификатов о знании русского языка и т.п.

Вопрос: Информация по скольким ресурсам, распространяемым с нарушением закона, направлена в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, сколько заблокировано иными способами?

Аппаратом прокуратуры края в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в 2023 году направлено 74 заключения о необходимости блокировки информации, размещенной на 218 Интернет-страницах, большая часть из которых в настоящее время заблокирована. В последнее время прокуроры районов ориентированы на блокировку информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции или спиртосодержащей пищевой продукции. Только за последние 3 месяца приняты меры по блокировке более 20 информационных ресурсов, содержащих указанную информацию.

 

Ведущий Юрий Филлимонов