Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Практика привлечения к административной ответственности за умышленное невыполнение требований прокурора

Материалы по теме
Исковая работа прокуроров в сфере надзора за реализацией национальных проектов
Исковая работа прокуроров в сфере надзора за реализацией национальных проектов

ФОТО: Открытие источники

В силу ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных ст.ст. 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 и 39.2 указанного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона умышленного невыполнения законных требований прокурора - бездействие лица, совершившего правонарушение. Для квалификации деяния не имеет значения, наступили или нет какие-либо последствия в связи с умышленным невыполнением законного требования прокурора.

Статистика показывает, что за 1 полугодие 2021 г. судами рассмотрено 128 дел данной категории, возбужденных органами прокуратуры Пермского края, что на 40,7 % больше, чем за период январь - июнь 2020 г. - 91. По результатам рассмотрения которых 125 лиц привлечено к административной ответственности, что на 38,9 % больше, чем за предыдущий период - 90. Общая сумма наложенных судами штрафов составила 1, 9 млн. рублей. За январь - июнь 2020 г. эта сумма составила чуть более 1 млн. рублей.

Наиболее типичными поводами для вынесения прокурорами постановлений по данной статье были случаи непринятия мер по устранению выявленных нарушений закона по результатам рассмотрения представлений прокуроров; непредставления или несвоевременного (с нарушением сроков) представления ответов о результатах рассмотрения актов прокурорского реагирования; неисполнения требований о представлении истребованной информации или документов, необходимых в надзорной деятельности; неявки, как правило, должностных лиц для дачи объяснений по фактам нарушения законов.

Например, постановлением прокурора г. Губахи возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица администрации Губахинского городского округа по ст. 17.7 КоАП РФ по факту невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а именно: вынесенный заместителем прокурора г. Губахи протест на постановление администрации округа. Протест, содержащий в себе требование о безотлагательном его рассмотрении с участием представителя прокуратуры, отмене постановления администрации и сообщении о результатах рассмотрения, получен должностным лицом лично. Вместе с тем, ответ о рассмотрении протеста поступил в прокуратуру с нарушением установленного десятидневного срока.

Постановлением судьи должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виду штрафа в размере 2 тыс. рублей.

Заместителем прокурора Дзержинского района г. Перми возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью. Так, прокуратурой организована проверка соблюдения требований законодательства, по итогам которой прокуратурой района директору организации внесено представление. Однако в нарушение требований законодательства о прокуратуре в месячный срок информация о результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования не представлена в прокуратуру, уведомление о времени и месте рассмотрения не поступило, тем самым лицо умышленно не выполнило требование прокурора.

Постановлением судьи юридическое лицо признано виновным, ему назначено наказание в виду штрафа в размере 50 тыс. рублей.

Прокуратурой г. Добрянки в отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ. Основанием для возбуждения послужили результаты проверки исполнения трудового законодательства. По итогам которой организации направлено требование о предоставлении документов в определенный срок, которые были проигнорированы, документы, указанные в требовании, не представлены. При этом в прокуратуру с ходатайством о продлении срока исполнения требования, либо за разъяснением порядка его исполнения организация не обращалась.

Постановлением судьи юридическое лицо признано виновным назначен штраф 50 тыс. рублей.

Прокуратурой Ленинского района г. Перми муниципальному казённому предприятию внесено представление об устранении допущенных нарушений с требованиями: рассмотреть акт прокурорского реагирования с участием представителя прокуратуры, согласовав время и место рассмотрения; незамедлительно принять меры по устранению выявленных нарушений, условий, им способствующих, принять меры к недопущению подобных нарушений впредь; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения.

Представление получено адресатом, рассмотрено с участием представителя прокуратуры района, но ответ в письменной форме в тридцатидневный срок в прокуратуру не был направлен. Постановлением судьи юридическое лицо привлечено к административному штрафу в размере 25 тыс. рублей.

По аналогичным основаниям возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, другими органами прокуратуры Пермского края.

Кроме того, поводы для инициирования процедуры административной ответственности прокурорами усматривались в случаях отказа в проведении проверки по требованию прокурора; совершения правонарушений после объявления предостережений о недопустимости нарушения закона; неисполнения требований по внесению в нормативные правовые акты органов местного самоуправления изменений в связи с вступлением в силу новых норм федерального законодательства Необходимо отметить, что привлечение лица не освобождает его от обязанности выполнить законное требование прокурора.

Установленная ст. 17.7 КоАП РФ административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора является одним из важных средств обеспечения исполнения указанной обязанности.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры края Захаров Евгений Владимирович