Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Исполнение законодательства об охране культурного наследия

Материалы по теме
Актуальные вопросы противодействия преступности в сфере лесопользования
Актуальные вопросы противодействия преступности в сфере лесопользования

(фото: открытые источники)

Владение и пользование объектом культурного наследия сопряжено с необходимостью соблюдения специальных требований и ограничений, предусмотренных главой XVIII Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 47.2 вышеуказанного Федерального закона требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Согласно ст. 47.3 вышеуказанного Федерального закона лица, в собственности которых находится объект культурного наследия, заключившие охранное обязательство, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия и т.д.

Анализ работы органов прокуратуры показывает, что основная масса выявленных нарушений в сфере исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия связана с непринятием уполномоченными лицами – собственниками или иными законными владельцами – мер к обеспечению сохранности объектов культурного наследия. Данные нарушения, как правило, устраняются после внесения прокурорами представлений, рассмотрения представлений органами, уполномоченными обеспечивать сохранность объектов культурного наследия. В остальных случаях прокуроры обращаются в суд для исполнения уполномоченными лицами требований закона в принудительном порядке.

В июне 2020 года прокурором г. Добрянка в Добрянский районный суд Пермского края направлено исковое заявление о возложении на администрацию Добрянского городского округа обязанности: в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать научно-проектную документацию по приспособлению объекта культурного наследия «Дом управляющего железоделательным заводом» (нежилое здание, расположенное по адресу: г. Добрянка, ул. Ленина, д. 3) для современного использования (с учетом реставрации); в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия по разработке научно-проектной документации по приспособлению объекта культурного наследия «Училище женское» (нежилое здание, расположенное по адресу:          г. Добрянка, ул. Ленина,  д. 19) для современного использования; возложить на Муниципальное казенное учреждение «Добрянское имущественное казначейство» обязанность не позднее 6 месяцев с момент выделения финансирования на мероприятия разработать необходимую научно-проектную документацию. Исковые требования прокурора признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

По иску Лысьвенской городской прокуратуры решением Лысьвенского городского суда Пермского края на собственника здания возложена обязанность по устранению нарушений противопожарного законодательства при эксплуатации объекта культурного наследия «Здание церковно-приходской школы», расположенного по адресу: г. Лысьва, ул. Мира, 6.

Решением Чердынского районного суда Пермского края удовлетворены исковые требования прокурора Чердынского района к Администрации Чердынского района о приведении в надлежащее состояние памятника градостроительства и архитектуры регионального значения «Дом Черемисина-сына», расположенного по адресу: г. Чердынь, ул. Юргановская, 32. В ходе проверки, проведенной с привлечением Инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края, выявлено ненадлежащее состояние объекта, в частности, разрушения на фасаде, частичное выветривание лицевой кирпичной кладки, утрата организованного водостока, являющегося предметом охраны. В нарушение утвержденного предмета охраны вместо деревянных рам установлены оконные заполнения из профиля ПВХ, которые промерзают и покрываются гнилью.

При наличии правовой неопределенности принадлежности объекта культурного наследия тому или иному публичному образованию с учетом сложившейся судебной практики органами прокуратуры принимаются меры прокурорского реагирования с целью признания права муниципальной собственности на данное имущество по ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Ч. 3 ст. 225 ГК РФ предписывает органам местного самоуправления обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, находящихся на территории соответствующего муниципального образования. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Отсутствие регистрации права собственности в отношении объектов культурного наследия влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по их сохранению, использованию и популяризации, не исключает возможности утраты/ухудшения их физической целостности.

В январе 2020 года в связи с длительным отсутствием реального исполнения внесенного в 2019 году представления прокуратурой Чердынского района подано в суд административное исковое заявление о признании незаконным бездействия администрации Чердынского городского округа и возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объекта «Церковь Введенская», расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский район, с. Камгорт, ул. Средняя, 17а, и объекта «Церковь Рождества Христова», расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский район, с. Искор, ул. Молодежная, д. 25. Дело рассмотрено 02.06.2020. административные исковые требования прокурора удовлетворены.

Кроме того, исковая работа ведется прокурорами в целях проверки соблюдения требований ст. 5, 11 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», в силу которых органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях. Прокуратурой Нытвенского района в Нытвенский районный суд Пермского края подано исковое заявление о возложении на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ» в лице Администрации Нытвенского городского округа обязанности установить мемориальные знаки и составить паспорта на воинские захоронения участников боевых действий, захороненных на центральном кладбище г. Нытва Пермского края. Суд согласился с правомерностью позиции органов прокуратуры по делу, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

Исковая работа органов прокуратуры в данном направлении продолжается на системной основе в целях обеспечения конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям в интересах настоящего и будущего поколения народов Российской Федерации.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Мария Сергеевна Королева