Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Защита права собственности

Материалы по теме
Итоги работы прокуратуры по предотвращению использования судебных актов для необоснованного перечисления денежных средств
Итоги работы прокуратуры по предотвращению использования судебных актов для необоснованного перечисления денежных средств

(ФОТО: Открытые источники)

В силу части 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Одной из форм реализации предоставленных органам прокуратуры Законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий  является предъявление исковых заявлений в суды, арбитражные суды  в целях защиты  прав  собственности публичных образований.

Органами прокуратуры Пермского края  проводится активная работа по предъявлению в суды исков,  направленных на устранение нарушений законодательства о сделках с недвижимостью, распоряжении государственным и муниципальным имуществом, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обращаясь в суды с исковыми заявлениями, прокуроры  заявляют   требования к органам местного самоуправления о признании имущества жилого дома, сетей теплоснабжения, сетей водопровода, сооружений электроэнергетики   бесхозяйным имуществом, и о принятии мер по приобретению в собственность такого имущества; о возложении обязанности обслуживать газопроводы; об оформлении в муниципальную собственность мест захоронения.

Так, прокурором Большесосновского района в 2019 году к администрации района предъявлено 7 исков о  проведении межеваний земельных участков по общественным кладбищам, постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, установлении санитарно - защитной зоны, утверждении проектов благоустройства общественных кладбищ.

В силу п. 22 ч. 1 ст. 14, п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Земельный участок для размещения места погребения предоставляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 16 Закона о похоронном деле). Суд согласился с доводами прокурора и удовлетворил исковые заявления в полном объеме.

В том же году прокурором  Нытвенского района  направлено 2 иска о возложении обязанности на  МО «Григорьевское сельское поселение Нытвенского муниципального района Пермского края»  и МО «Шерьинское сельское поселение» в лице «Нытвенского районного комитета по управлению имуществом администрации Нытвенского муниципального района Пермского края»  организовать техническое обслуживание и текущий ремонт производственно-опасных  линейных объектов (распределительные сети газопроводов).

В обоснование исков указано, что решениями Арбитражного суда Пермского края признаны недействительными договоры купли-продажи муниципального имущества, в собственность муниципальных образований переданы распределительные сети газопроводов.

В силу ст.32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация – собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф. Решениями Нытвенского районного суда от 04.07.2019 и 10.07.2019 исковые требования удовлетворены.

По аналогичным основаниям удовлетворено исковое заявление прокурора Очерского района к администрации Очерского городского поселения о возложении обязанности заключить договор на обслуживание газопровода.

Прокурорами  продолжена работа по выявлению и постановке на учет бесхозяйного имущества (прокуратура Еловского района, Очерского района), по возложению обязанностей на органы местного самоуправления по приведению имущества в нормативное состояние (прокуратура  Пермского района,  прокуратура Уинского района, прокуратура г. Красновишерска).

Так, решением районного суда удовлетворен иск прокурора Пермского района об обязании администрации Заболотского сельского поселения привести в нормативное состояние мост через реку Качка.

По  искам прокуроров Чердынского и Красновишерского районов  на органы местного самоуправления решениями судов возложена обязанность  провести ремонт зданий детской библиотеки,  школы, объекта культурного наследия. 

Также в 2019 году по материалам проверок, проведенных  городскими и районными прокурорами,   прокуратурой Пермского края в  арбитражный суд  Пермского края направлено  8 исков о признании недействительными договоров купли-продажи муниципального имущества- газопроводов, которые были отчуждены в собственность ЗАО «Газлизингтэк» с последующей их передачей в финансовую аренду АО «Газпром газораспределение Пермь», применении последствий недействительности сделок.

Обращаясь в арбитражный суд с исковыми заявлениями, прокуратура указала, что объекты, переданные по оспариваемым  договорам купли-продажи муниципального имущества,  не могут быть приватизированы в силу прямого запрета Закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона №178-ФЗ от 21.12.2001, объекты социально-культурного назначения здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе объектов энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Проверками, проведенными прокурорами,  установлено, что переданные по договорам купли-продажи муниципального имущества объекты (газопроводы низкого давления, наружные сети газоснабжения, распределительные газопроводы, сооружения газохимического комплекса) относятся к объектам энергетики и предназначены для обслуживания жителей соответствующих населенных пунктов.

Исковые заявления рассмотрены Арбитражным судом Пермского края и удовлетворены.

Кроме того,   в Арбитражный суд Пермского края направлено 7 исков об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.            Основаниями направления данных исковых заявлений является использование государственного и муниципального имущества  без согласия собственника и надлежащим образом  оформленных договорных отношений.

Одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности  в сфере надзора за распоряжением и использованием государственного имущества является возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных   ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ (использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов). Кроме того, возбуждение таких дел   является исключительной компетенцией прокурора.

 

Старший прокурор отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Виктория Гивиевна Корякина