Рассмотрение уголовных дел районными судами с участием присяжных


Еще в Концепции судебной реформы в Российской Федерации 1991 года установление суда присяжных заседателей было включено в перечень мероприятий, направленных на модернизацию, развитие и совершенствование судебной системы и обеспечивающих установление правды и справедливости в судах. За время функционирования суда присяжных на территории Российской Федерации, начиная с 1993 года, был накоплен определенный опыт, позволивший со временем совершенствовать законодательство и судебную практику его применения.
В целях дальнейшего развития и укрепления демократических основ уголовного судопроизводства, повышения открытости правосудия и доверия общества к суду был принят Федеральный закон от 23.06.2016 №190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей».
В указанном законе реализована идея увеличения возможного количества случаев рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей путем предоставления обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда, права ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда и шести присяжных заседателей. Так, в частности к подсудности суда районного уровня с участием присяжных заседателей этим законом отнесены уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 105 (убийство) и частью 4 статьи 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) Уголовного кодекса Российской Федерации, а также дела о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 105 (убийство при особо отягчающих обстоятельствах), статьей 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания обвиняемым не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.
Процедура рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в районных и городских судах введена с 1 июня 2018 года.
За 2018 год в Пермском крае районными и городскими судами с участием присяжных заседателей рассмотрено 6 дел в отношении 6 лиц (это каждое пятнадцатое дело, рассмотренное районными судами с присяжными заседателями на всей территории Российской Федерации). Из них по 5 уголовным делам в отношении 5 лиц коллегиями присяжных заседателей вынесены обвинительные вердикты, по 1 делу в отношении 1 лица вынесен оправдательный вердикт. При этом оправдательный приговор, вынесенный на основании данного оправдательного вердикта, тогда же, в 2018 году, отменен Пермским краевым судом по апелляционному представлению государственного обвинителя и по жалобам потерпевших в связи с существенными нарушениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего процедуру рассмотрения дел с участием присяжных заседателей.
Из тех дел, рассмотрение которых закончилось вынесением обвинительных вердиктов, по 2 уголовным делам коллегии присяжных заседателей полностью согласились с позицией стороны обвинения, один из подсудимых осужден за совершение убийства, другая подсудимая – за покушение на убийство. Пермский краевой суд, рассматривая жалобы осужденных, пришел к выводу, что требования закона при рассмотрении данных дел не были нарушены, приговоры вступили в законную силу. По остальным 3 делам по итогам судебного разбирательства с учетом вердикта коллегии присяжных заседателей квалификация действий подсудимых была изменена по сравнению с первоначальным обвинением: 2 лица были осуждены за превышение пределов необходимой обороны, еще 1 лицо, обвинявшееся в покушении на убийство двух потерпевших путем производства в них выстрелов из пистолета, было осуждено за умышленное причинение легкого вреда здоровью. Данные приговоры также не были отменены при обжаловании их сторонами: Пермский краевой суд не усмотрел нарушений процедуры рассмотрения дел, а в тех случаях, когда такие нарушения были допущены, они, как следует из судебных решений, признаны не повлиявшими на волеизъявление присяжных заседателей.
Государственные обвинители в целом справились с задачей грамотно и доступно донести до присяжных заседателей позицию стороны обвинения, чтобы присяжные заседатели имели возможность установить все обстоятельства совершённого преступления и вынести вердикт на основе всей совокупности доказательств. В то же время подсудимые, участвуя в судебных заседаниях, не всегда учитывают специфику рассмотрения дел с присяжными заседателями: они (иногда осознанно, чтобы оказать на присяжных психологическое воздействие) доводят до коллегии присяжных заседателей сведения, положительно характеризующих их самих и негативно характеризующих потерпевших. Это не всегда позволяет присяжным заседателям принимать решение объективно и беспристрастно. Безусловно, накопленный опыт позволяет государственным обвинителям в дальнейшей работе принимать соответствующие требованиям закона меры по противодействию подобным действиям подсудимых.
Старший прокурор отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры Пермского края советник юстиции Шадрин Максим Александрович