Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Изменение судебной практики при рассмотрении споров о выселении граждан из служебных жилых помещений

Материалы по теме
Новые гарантии реализации конституционных прав участников уголовного судопроизводства
Новые гарантии реализации конституционных прав участников уголовного судопроизводства

ФОТО: СВОБОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ

В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в них в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственные должности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственных должностях Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственных должностях Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением установленных случаев.
Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01 марта 2005 года), состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Ранее при рассмотрении споров о выселении граждан из служебных жилых помещений при распределении бремени доказывания юридически значимых обстоятельств обязанность представить доказательства, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, возлагалась на самого гражданина.
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции при рассмотрении аналогичного гражданского дела пришел к иному выводу, указав, что суд должен не только установить факт нахождения гражданина на соответствующем учете, но и проверить, имеет ли гражданин право состоять на соответствующем учете.
Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления.
В отсутствие в материалах гражданского дела сведений, что органы местного самоуправления отказали гражданину в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что суд должен самостоятельно провести проверку соответствия гражданина установленным критериям, истребовать сведения о доходах, о наличии в собственности имущества и т.д.