О порядке ознакомления граждан с материалами проверок, проведенных органами прокуратуры по обращениям


ФОТО: свободные источники
Право каждого гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, закреплено в части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации.
Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что при рассмотрении обращения гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. При этом не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Возможность ознакомления граждан с документами и материалами надзорного (наблюдательного) производства предусмотрено также Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации oт 30.01.2013 № 45, и приказом прокурора Пермского края от 30.09.2021 № 223 «Об организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».
Заявитель (его представитель, полномочия которого должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в установленном законом порядке) по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать с них копии, если они непосредственно затрагивают права и свободы заявителя, а не иных лиц (необходимое условие – данные права предусмотрены для инициатора обращения, а материалы непосредственно затрагивают права и свободы обратившегося).
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Запрещается получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок же доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся прямо или косвенно 2 к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 статьи 5 данного Закона.
Письменное решение об ознакомлении гражданина с материалами и документами по обращению либо об отказе в предоставлении такого права принимается в 10-дневный срок со дня подачи обращения (не со дня регистрации). Заявителю может быть отказано в предоставлении документов и материалов, касающихся рассмотрения его обращения, на том основании, что содержащаяся в них информация, затрагивающая права, свободы и законные интересы других лиц, хотя и не защищается в качестве государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, однако отнесена к сведениям, распространение которых в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке ограничено или запрещено (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2013 № 134-О).
В ознакомлении гражданина с материалами проверки до ее завершения может быть отказано, что не противоречит Конституции Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 № 3-П).
В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с документами и материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд. Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя либо его представителя с материалами и документами, составляет и приобщает к надзорному (наблюдательному) производству соответствующую справку. За невыполнение требований, предусмотренных законодательством в области персональных данных, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при установлении фактов недобросовестного отношения к проверке обращений, ненадлежащего и несвоевременного исполнения поручений вышестоящих прокуратур, виновные в этом прокурорские работники несут дисциплинарную ответственность.
Следует учитывать, что лица, права и законные интересы которых были нарушены, вправе обратиться в установленном порядке в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, а также за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.