Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+

Пределы полномочий прокуроров при рассмотрении обращений граждан

Материалы по теме
Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных
Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы, в том числе в органы прокуратуры, регламентированы Федеральными законами от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», от 17.01.1992
№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Указанными нормативными документами предусмотрена также процедура разрешения обращений.

В целях определения в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан (далее – Инструкция).

В органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Они могут быть индивидуальными и коллективными. При этом осуществление права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Установленный порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, полученные в устной форме на личном приеме при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, в письменной форме по почте, телеграфу, факсимильной связи, а также информационным системам общего пользования в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Единый портал прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию.

При этом имеются пределы полномочий прокуроров при рассмотрении обращений. Они определены разделом 2 упомянутой Инструкции.  

К примеру, в письменном обращении в обязательном порядке указывается либо наименование органа, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица или его должность, а также фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, суть заявления или жалобы, личная подпись и дата. В обращении, поступившем в форме электронного документа, также в обязательном порядке указываются данные заявителя (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты либо используется адрес личного кабинета.

В случае, если обращение не отвечает указанным требованиям, на основании пункта 2.8 Инструкции, ответ на него по результатам проверки доводов не дается. Оно приобщается к надзорному производству либо делу по номенклатуре.

Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются только при наличии изложения сути заявления, жалобы в письменном виде или в форме электронного документа.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости - с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

В случае, если текст письменного заявления не позволяет определить его суть, либо оно не поддается прочтению, либо  его содержание свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, или в нем содержатся нецензурные, оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица, членов его семьи, об этом в течение 7 дней со дня регистрации сообщается автору обращения.

Без разрешения также может быть оставлено обращение, лишенное по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства.

Кроме того, осуществляя надзор за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

В частности, обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, либо его вопросы не входят в компетенцию данной прокуратуры, а также подлежащие разрешению другими органами и организациями в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей.

(материал подготовлен прокурором отдела по рассмотрению обращений и приему граждан прокуратуры Пермского края Кайзер Е.С.)