Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Исковая работа в сфере обеспечения жилищных прав детей-сирот

Материалы по теме
Практика возмещения ущерба, причиненного преступлениями, совершенными с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
Практика возмещения ущерба, причиненного преступлениями, совершенными с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Определение перечисленных выше социально незащищенных категорий граждан дано в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ).

Так, абз. 4 ст. 1 Закона № 159-ФЗ установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абз. п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее также дети-сироты), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ). По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ. На практике нередки случаи обращения граждан, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ, в органы прокуратуры в связи с непредоставлением им по договорам найма специализированных жилых помещений. В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.

В связи с чем, прокурорами ведется системная работа по восстановлению в судебном порядке жилищных прав указанных социально незащищенных категорий граждан. Так, в 2022 году органами прокуратуры края в суды направлено 116 заявлений в сфере защиты жилищных прав детей-сирот, из них о предоставлении жилых помещений детям-сиротам – 106. Рассмотрено и удовлетворено, в том числе прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора (с учетом исков, направленных в 2021 году) – 126, из них 116 о предоставлении жилых помещений детям-сиротам. В 2022 году прекращено 2 дела по иным основаниям (в связи с отказом истца от иска), случаев отказа в удовлетворении требований прокурора не имеется.

В 2023 году органами прокуратуры края в суды направлено 120 заявлений в сфере защиты 3 жилищных прав детей-сирот, из них о предоставлении жилых помещений детям-сиротам – 104. Рассмотрено и удовлетворено, в том числе прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора (с учетом исков, направленных в 2022 году) – 111, из них 103 о предоставлении жилых помещений детям-сиротам. В 2023 году прекращено 3 дела по иным основаниям (в связи с отказом истца от иска), случаев отказа в удовлетворении требований прокурора не имеется.

В первом полугодии 2024 года прокурорами направлено 49 заявлений в сфере защиты жилищных прав детей-сирот, из них о предоставлении жилых помещений детям-сиротам – 42. Рассмотрено и удовлетворено, в том числе прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора (с учетом исков, направленных в 2023 году) – 49, из них 47 о предоставлении жилых помещений детям-сиротам. Случаев прекращения дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора, по иным основаниям, а также отказа в удовлетворении исков не имеется.

Например, решением Березниковского городского суда Пермского края удовлетворено исковое заявление прокуратуры г. Березники о возложении на городскую администрацию обязанности предоставить ребенку-сироте благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории г. Березники. Решение суда исполнено, жилое помещение предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения.

Случаи прекращения производства по делу по иным основаниям (в связи с отказом истца от иска) имели место по искам Лысьвенской городской прокуратуры (1) и прокуратуры Октябрьского района (4) и обусловлены желанием истца, изъявленным в ходе рассмотрения дела в суде, получить сертификат на приобретение жилого помещения вместо заключения договора социального найма специализированного жилого помещения.

Восстановление прав детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями путем обращения с исковым заявлением в суд является одной из наиболее эффективных мер прокурорского реагирования, работа в данном направлении будет продолжена.