Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Ограничение доступа к распространяемой с нарушением закона информации

Материалы по теме
Ограничения, связанные со статусом иностранного агента
Ограничения, связанные со статусом иностранного агента

ФОТО: свободные источники

Сеть «Интернет» представляет собой серьезную проблему, аккумулируя огромное количество противоправной информации различного содержания. Наибольшую опасность представляет деструктивная информация экстремистского и террористического характера.

Действующее законодательство предусматривает судебный и внесудебный порядок ограничения доступа к такой информации, распространяемой с нарушением закона.

Данные вопросы регламентированы Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ).

В статье 15.3 Закона № 149-ФЗ закреплены виды информации, ограничение которой осуществляется во внесудебном порядке.

К такой информации, в частности, относятся:

- информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;

- ложные сообщения об актах терроризма;

- информация, содержащая обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность;

- иная недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи и (или) повлекла указанные и иные тяжкие последствия;

- распространяемая под видом достоверных сообщений недостоверная информация, содержащая данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащая данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях;

- информация, направленная на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе призывов к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленной на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях.

Ограничение доступа к таким электронным ресурсам осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители путем направления требования в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор).

Статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ регламентирован и иной внесудебный механизм ограничения доступа к противоправной информации - посредством включения запрещенных интернет-ресурсов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, запрещенную к распространению в Российской Федерации (далее – Реестр), формирование и ведение которого осуществляет Роскомнадзор.

Так, посредством обращения в Роскомнадзор (путем заполнения электронной формы по адресу: http://eais.rkn.gov.ru/feedback/) ограничивается доступ, в частности, к следующей информации экстремистского и террористического характера:

- информации о способах, методах самодельного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконного изготовления или переделки оружия, основных частей огнестрельного оружия;

- информационным материалам, признанным судом экстремистскими и содержащимся в федеральном списке экстремистских материалов.

Сообщение о наличии на сетевом ресурсе незаконной информации вправе направить любой гражданин.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в Реестр также является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Так, решение суда требуется для ограничения доступа к информационным ресурсам, содержащим изображения нацистской свастики, атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с виновными в совершении военных преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран (Нюрнбергского трибунала) Второй мировой войны; символику экстремистских и террористических организаций; сведения, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, унижение человеческого достоинства по указанным признакам.

Материал подготовлен старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму прокуратуры Пермского края
Михрюковой К.А.