Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Ответственность за нарушение установленного порядка проведения митинга

Материалы по теме
Ограничения, связанные со статусом иностранного агента
Ограничения, связанные со статусом иностранного агента

Интервью с помощником прокурора Пермского края по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях Девятовым Максимом Викторовичем на тему : «Ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование закреплено Конституцией Российской Федерации.

В целях реализации указанного конституционного права принят Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым определен порядок организации и проведения таких публичных мероприятий.

За нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Какие основные правила организации и проведения публичных мероприятий установлены законом?

Во-первых, это требования к самому организатору, которым могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, а в случае организации митингов и собраний – 16 лет, а также политические партии, другие общественные и религиозные объединения, их структурные подразделения.

Не может быть организатором публичного мероприятия лицо:

- признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

- имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушение законодательства о публичных мероприятиях либо ряд правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Также не может быть организатором политическая партия, другое общественное и религиозное объединение, их структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Во-вторых, законом предусмотрен уведомительный порядок организации и проведения публичного мероприятия.

Так, организатор публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) обязан подать в установленном порядке в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия, а в случае поступления мотивированного предложения об изменении места или времени проведения публичного мероприятия проинформировать указанные органы о его принятии либо непринятии.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и места проведения публичного мероприятия на территории края определены Законом Пермской области от 10 октября 2005 года.

Обращаю внимание, что организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в установленный срок либо если с уполномоченным органом не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места или времени проведения публичного мероприятия. Также в указанных случаях недопустимо проводить предварительную агитации среди граждан, а также призывать, в том числе посредством сети «Интернет», принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

В-третьих, законом на организатора возлагается ряд обязанностей, непосредственно связанных с проведением публичного мероприятия, в том числе по обеспечению в пределах своей компетенции общественного порядка и безопасности граждан.

Предусмотрены ли места, в которых проведение публичных мероприятий запрещается?

Да, в качестве таких мест законом определены:

- территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

- путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

- территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Упомянутым мною региональным Законом к таким местам дополнительно отнесены:  территории, непосредственно прилегающие к железнодорожным вокзалам и платформам, автобусным, речным вокзалам, аэропортам; территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым организациями здравоохранения, образования, культуры и спорта, социального обеспечения;  тротуары, прилегающие к проезжей части дорог.

Какое наказание следует за нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия?

Если мы говорим о правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то максимальное наказание для граждан за их совершение предусмотрено в виде административного ареста на срок до тридцати суток, для должностных и юридических лиц в виде штрафа до шестисот тысяч и одного миллиона рублей соответственно.

В случае неоднократного допущения таких правонарушений статье 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.

Наряду с этим организатор публичного мероприятия за неисполнение предусмотренных законом обязанностей несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия.