Ответственность за нарушение установленного порядка проведения митинга
Интервью с помощником прокурора Пермского края по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях Девятовым Максимом Викторовичем на тему : «Ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование закреплено Конституцией Российской Федерации.
В целях реализации указанного конституционного права принят Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым определен порядок организации и проведения таких публичных мероприятий.
За нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
Какие основные правила организации и проведения публичных мероприятий установлены законом?
Во-первых, это требования к самому организатору, которым могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, а в случае организации митингов и собраний – 16 лет, а также политические партии, другие общественные и религиозные объединения, их структурные подразделения.
Не может быть организатором публичного мероприятия лицо:
- признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
- имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушение законодательства о публичных мероприятиях либо ряд правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Также не может быть организатором политическая партия, другое общественное и религиозное объединение, их структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
Во-вторых, законом предусмотрен уведомительный порядок организации и проведения публичного мероприятия.
Так, организатор публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) обязан подать в установленном порядке в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия, а в случае поступления мотивированного предложения об изменении места или времени проведения публичного мероприятия проинформировать указанные органы о его принятии либо непринятии.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и места проведения публичного мероприятия на территории края определены Законом Пермской области от 10 октября 2005 года.
Обращаю внимание, что организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в установленный срок либо если с уполномоченным органом не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места или времени проведения публичного мероприятия. Также в указанных случаях недопустимо проводить предварительную агитации среди граждан, а также призывать, в том числе посредством сети «Интернет», принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
В-третьих, законом на организатора возлагается ряд обязанностей, непосредственно связанных с проведением публичного мероприятия, в том числе по обеспечению в пределах своей компетенции общественного порядка и безопасности граждан.
Предусмотрены ли места, в которых проведение публичных мероприятий запрещается?
Да, в качестве таких мест законом определены:
- территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
- путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
- территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Упомянутым мною региональным Законом к таким местам дополнительно отнесены: территории, непосредственно прилегающие к железнодорожным вокзалам и платформам, автобусным, речным вокзалам, аэропортам; территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым организациями здравоохранения, образования, культуры и спорта, социального обеспечения; тротуары, прилегающие к проезжей части дорог.
Какое наказание следует за нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия?
Если мы говорим о правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то максимальное наказание для граждан за их совершение предусмотрено в виде административного ареста на срок до тридцати суток, для должностных и юридических лиц в виде штрафа до шестисот тысяч и одного миллиона рублей соответственно.
В случае неоднократного допущения таких правонарушений статье 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
Наряду с этим организатор публичного мероприятия за неисполнение предусмотренных законом обязанностей несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия.