Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Административная ответственность за нарушение принципа информационной открытости закупки

Материалы по теме
Изменения законодательства в сфере закупок, касающиеся применения национального режима
Изменения законодательства в сфере закупок, касающиеся применения национального режима

Принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок являются основополагающими и красной нитью проходят через все стадии закупочного процесса, касаясь как планирования заказчиком своей закупочной деятельности, так и фактического  исполнения условий контракта его сторонами. Средством для реализации указанных принципов и обеспечения их прямого действия является единая информационная система  – федеральный сайт www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), размещение полной и достоверной информации
на котором вменяется в обязанность заказчика вне зависимости от его уровня организации (федеральный, субъекта Российской Федерации или муниципальный) и источника финансирования закупки.

Также в Пермском крае функционирует Региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Пермского края (https://goszakaz2.permkrai.ru), открытая часть которой доступна любому незарегистрированному пользователю. Технологическими средствами названной системы обеспечено непрерывное информационное взаимодействие, то есть интеграция с ЕИС.

В связи со сказанным нарушениями принципов открытости и прозрачности являются неразмещение (несвоевременное размещение) в ЕИС требуемой в соответствии с положениями законодательства информации, а равно размещение неполной и недостоверной информации.

При этом ФАС России в письме от 21.06.2024 № ПИ/54035/24 обращает внимание, что под недостоверными сведениями следует понимать предоставление документов и информации, составленных формально, в отсутствие фактических правоотношений или совершенных действий.

Рассмотрим подробнее наиболее часто встречающиеся в практике прокурорского надзора составы административного правонарушения с учетом изменений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вступающих в силу с 01 марта 2025 года.

Частью 4 статьи 7.29.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок. Для наглядного примера можно привести ситуацию, когда заказчиком изменение в план-график осуществлено позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки.

С 01.03.2025 за аналогичные действия (бездействие) должностные лица заказчиков будут нести ответственность по части 1 статьи 7.30.1 КоАП РФ.

Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, образует размещение должностными лицами заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организацией в ЕИС или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (с 01.03.2025 – часть 5 статьи 7.30.1 КоАП РФ).

В частности, понесет административную ответственность заказчик, разместивший при осуществлении закупки на выполнение строительно-монтажных работ проектно-сметную документацию на объект в неполном объеме.

Следует отметить, что для удобства пользователей некоторые группы сведений в ЕИС скомпонованы в соответствующие реестры. Например, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления уполномочены на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, а также реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну. В такие реестры включается практически вся информация, которая относится к исполнению заключенных контрактов (дополнительные соглашения, акты приема-передачи и т.д.).

Антимонопольный орган ведет реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), допустивших существенные нарушения условий контрактов, которые повлекли расторжение контракта.

Ненаправление, несвоевременное направление информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ (с 01.03.2025 – часть 9 статьи 7.30.1 КоАП РФ).

(материал подготовлен прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Каменских Е.С.)

фото:открытые источники