Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Практика рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Пермского края в 1 полугодии 2021 года

Материалы по теме
Управление Роскомнадзора по Пермскому краю напоминает
Управление Роскомнадзора по Пермскому краю напоминает

В 1 полугодии 2021 года в Пермском крае количество поступивших в органы прокуратуры обращений увеличилось на 8,8 % (на 3400) с 38798 до 42198. Соответственно наблюдается рост рассмотренных жалоб с 30676 до 31511 (на 2,7 %). В электронном виде потупило 9933 (8182) обращения.

Рост данных показателей обусловлен невозможностью обратиться на личный прием к работникам некоторых государственных органов, у которых данная работа прекращена в 2020 г. в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не восстановлена до настоящего времени. Так, возросло количество жалоб на действия судебных приставов при наложении двойного взыскания с должника имеющейся задолженности (с заработной платы и наложением ареста на банковский счет должника, на который поступают остатки начисленной платы за труд).Срок рассмотрения продлялся по 28 жалобам в связи с постановкой заявителем вопросов, требующих проведение проверок с выходом на место и изучением большого объема документов. Количество обращений, направленных в другие ведомства, возросло с 9807 до 10705 (на 9,2 %). Их доля в числе рассмотренных практически не изменилась, и составила 34 % (в 1 полугодии 2020 г. – 32 %). Тенденция роста названного показателя обусловлена снятием моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий со стороны контролирующих органов, введенного в прошлом году в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции.

В основном перенаправляются обращения по вопросам соблюдения законов об исполнительном производстве, по вопросу несогласия с начислениями за коммунальные услуги.На фоне общего роста поступивших и разрешенных обращений, в   1 полугодии 2021 года возросло число удовлетворенных обращений. Их количество увеличилось на 22 %, и составило 5148 (в 1 полугодии 2020 г. – 4219), удельный вес в числе разрешенных - 25,3 % (21,8 %).Рост удовлетворенных жалоб наблюдается по вопросам исполнения трудового, жилищного законодательства, законов об исполнительном производстве, соблюдении прав несовершеннолетних, на нарушения закона при приеме регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях.Удовлетворяя обращения, прокуроры применяли весь комплекс предоставленных законом полномочий. Всего органами прокуратуры края пресечено 7485 (в 1 полугодии 2020 г. – 6174) нарушений законов, для устранения которых опротестовано 210 (234) незаконных правовых актов, внесено 2402 (1960) представления, для восстановления нарушенных прав в суд направлено 1607 (1459) заявлений, возбуждено 745 (702) дел об административном правонарушении, направлено 7 (2) требований об изменении нормативного правового акта. О недопустимости закона предостережено 27 (30) должностных лиц. По результатам рассмотрения обращений отменено 351 (176) постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное следователями и дознавателями; 60 (54) о приостановлении предварительного расследования по уголовному делу, в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции принесено 28 (23) кассационных представлений о пересмотре судебных решений. Помимо изложенного, по результатам разрешения обращений в анализируемом периоде в следственный орган или орган дознания прокурорами направлено 28 (27) материалов в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по которым возбуждено 13 (17) уголовных дел.  Так, в марте 2021 года в прокуратуру Нытвенского района поступило большое количество обращений жителей п. Новоильинский Нытвенского городского округа по вопросу отсутствия водоснабжения данного населенного пункта в связи с промерзанием инженерных коммуникаций. По результатам проверки внесено представление главе администрации городского округа, которое рассмотрено, удовлетворено, должностное лицо, допустившее нарушение законодательства привлечено к дисциплинарной ответственности. В настоящее время выполняются работы по замене инженерных коммуникаций.

В структуре разрешенных обращений преобладают жалобы по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов – 13748 (12 718), что составляет 67,6 % (64,2 %) от общего числа разрешенных обращений. В 1 полугодии 2021 г. наблюдается незначительное снижение обращений о нарушении трудовых прав граждан (с 1804 до 1774). При этом их удовлетворяемость возросла с 1032 до 1132 (удельный вес вырос с 57,2 % до 63,8 % от общего количества поступивших по данному вопросу).В основном заявители сообщают о незаключении трудового договора, несвоевременной выплате заработной платы, окончательного расчета при увольнении, оплаты листков нетрудоспособности.По вопросам соблюдения жилищного законодательства органами прокуратуры края рассмотрено 990 (810) обращений, из которых 337 (182) -удовлетворено. Удельный вес удовлетворенных обращений названной категории составил 34 % (22,5 %).Преобладающее количество жалоб данной категории касались ненадлежащего оказания услуг управляющими организациями, осуществляющими функции по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, непредоставления жилых помещений по договору социального найма и специализированного найма жилого помещения, в установленных законом случаях. В связи с активизацией в крае работы по расселению аварийного жилья, в анализируемом периоде возросло количество жалоб о несогласии с выкупной стоимостью изымаемого жилого помещения.Наблюдается рост количества как поступивших жалоб на нарушения в сфере ЖКХ с 1260 до 1788, так и удовлетворенных с 289 до 466 (их удельный вес – 24,8 % (22,9 %)).Увеличение количества разрешенных обращений данной категории обусловлено недовольством населения качеством предоставляемых коммунальных услуг по отоплению, а также допускаемыми подрядчиками нарушениями при проведении работ по капитальному ремонту. Как и в прошлом году в крае наблюдается тенденция роста удовлетворенных обращений в сфере законодательства об административных правонарушениях, на нарушения законов об исполнительном производстве, в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних.Снижено число удовлетворенных жалоб о нарушении пенсионного, бюджетного законодательства, на нарушения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.Органами прокуратуры края в 1 полугодии 2021 г. разрешено 3098 (3380) жалоб на нарушения закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, из них 531 (324) жалоба удовлетворена, или 17,1 % (9,6 %). Аппаратом прокуратуры края в указанный период разрешено 332 (249) жалобы на нарушения закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, из них 33 (20) удовлетворены или 9,9 % (8 %). На действия (бездействие) и решение дознавателя, органа дознания разрешено 2311 (2674), из них удовлетворено 410 (235), что составило 17,7 %    (8,8 %). Об обжаловании действий и решений следователя разрешено – 783 (685), удовлетворено – 121 (89), или 15,5 % (13 %).Как показал анализ таких обращений граждан, последние не согласны с полнотой проведенных дознавателем, органом дознанием, следователем проверочных мероприятий. Еще одной причиной обращения в правоохранительные органы служат гражданско-правовые споры, разрешение которых не входит в компетенцию правоохранительных органов. В связи с этим в большинстве случаев по жалобам на действия (бездействия) и решения дознавателя, органа дознания МВД при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении выносятся постановления об отказе в удовлетворении жалобы.

В 1 полугодии 2021 г. органами прокуратуры края разрешено 50 (63) обращений, поступивших от депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, снижение на  20, 6 %. Удовлетворено 11 (9) таких обращений. Удельный вес удовлетворенных - 22 %.По сравнению с прошлым годом количество поступивших обращений депутатов Законодательного собрания Пермского края и местных представительных органов практически не изменилось и составило 53 (51). Удовлетворяемость обращений составила 30,2 % (19,6 %) от разрешенных (16).В основном вопросы, озвучиваемые депутатами, касались соблюдения федерального законодательства, прав несовершеннолетних, нарушений законности в учреждениях пенитенциарной системы, оспаривания приговоров суда по уголовным делам.

Анализ работы прокурора по приему граждан.

Работа с населением в ходе личного приема является важнейшей задачей органов прокуратуры. Прием в органах прокуратуры осуществляется согласно утвержденному графику.В 1 полугодии 2021 г. на 26,3% (с 9789 до 12361) возросло количество принятых на личном приеме граждан.  Наиболее актуальными вопросами, с которыми обращаются граждане на личный прием в органы прокуратуры, являются соблюдение требований  УПК РФ при рассмотрении сообщения о преступлении, о законности принятия решений об отказе в возбуждении уголовного дела, волоките при расследовании уголовных дел, исполнение жилищного законодательства, законодательства о благоустройстве, безопасности дорожного движения, об административных правонарушениях. Нередко ставились вопросы об обжаловании действий судебных приставов.

Лично прокурорами и их заместителями в анализируемом периоде  принят 4041 (в 1 полугодии 2020 г. - 3233) человек (рост на 25 %), что составило 32,7 % (31,7 %) от общего их числа. Из них, прокурором (и.о. прокурора) Пермского края в 1 полугодии 2021 г. принято 277 (111) человек, первым заместителям и заместителями прокурора края – 176 (109) человек. В приемной Президента Российской Федерации в Пермском крае прокурором края проведен 1 прием, на который обратилось 4 человека.Прокурорами городов, районов, специализированных прокуратур принято 1812 (1467) человек, заместителями территориальных прокуроров – 1776 (1546).В ходе приема прокуроры и их заместители оформляют подробные поручения по принятым обращениям, исполнение которых контролируется лично. Органами прокуратуры края ведется работа по осуществлению личного приема граждан с их личного согласия руководителем прокуратуры, подписавшим ответ, для разъяснения требований законодательства и мотивов принятого решения. В ответах заявителям разъясняется право обратиться на такой прием. Однако, в основном заявители желают обжаловать принятое решение, а не обращаться на прием для разъяснения ответа. В связи с этим в 1 полугодии 2021 г. проведен 61 такой прием.В анализируемый период в 74 муниципальных образованиях прокурором края, первым заместителем и заместителями прокурора края, руководителями подразделений аппарата прокуратуры проведены приемы граждан: из них 13 – плановых, 61 – внеплановых. В режиме ВКС проведено 9 приемов (6 – прокурором края, 3 - заместителями прокурора края). Всего в ходе работы выездной приемной обратилось 354 человека (из них 236 к прокурору края, 118 к заместителям прокурора края).

Приоритетными остаются вопросы обеспечения возможности личного обращения к прокурорам инвалидов, пенсионеров и иных социально незащищенных категорий населения. Так, в ходе личного приема первым заместителем прокурора края принято обращение Князевой А.С. по вопросу установления факта работы в тылу в годы Великой Отечественной войны. Проведенной проверкой установлено, что решением комиссии по назначению пенсий в общий трудовой стаж не включен период работы в колхозе «Правда» Балезинского района Удмуртской республики с 20.09.1944 по 09.05.1945. Прокуратурой г. Кизела в суд направлено заявление об установлении факта работы заявителя в годы войны. Решением Кизеловского городского суда 22.06.2021 требования прокурора удовлетворены.Органами прокуратуры края применяются различные формы и методы работы по приему граждан, в том числе с выездом в труднодоступные и отдаленные территории, также проводятся тематические приемы, «горячие линии», лекции для граждан в прокуратуре города на различные темы, в ходе которых граждане могут обратиться с заявлением.Для проведения совместных приемов привлекаются представители органов местного самоуправления, службы судебных приставов, правоохранительных и контрольно-надзорных органов и др. Всего в анализируемом периоде органами прокуратуры края проведено 226 (263) выездных, совместных и тематических приемов, 249 (304) «горячих линий». Вся поступившая в ходе таких мероприятий информация проверяется, в случае необходимости заявителям дается письменный ответ. Так, в марте и мае 2021 года Соликамской городской прокуратурой проведены «горячие линии» по вопросам соблюдения трудовых прав граждан, в том числе соответствующих выплат медицинским работникам в период распространения коронавирусной инфекции. По обращению на нее медицинского работника ГБУЗ ПУ «Городская больница г. Соликамск» прокуратурой организована проверка в указанном учреждении и выезд на встречу с медицинскими работниками. В результате проведенных мероприятий поступило 15 обращений по вопросам нарушения их прав на социальную выплату за оказание медицинской помощи гражданам, зараженным коронавирусной инфекцией.В ходе проверки в больнице выявлены факты нарушений прав медицинских работников, контактировавших с лицами, зараженными коронавирусной инфекцией и не получившие соответствующие выплаты. По результатам проверки в Соликамский городской суд направлено 15 исковых заявлений об обязании ГБУЗ ПК «Городская больница г. Соликамск» произвести действия, направленные на полное получение социальных выплат.Соликамским городским судом рассмотрено 13 заявлений, требования прокурора удовлетворены. Суд обязал медицинское учреждение отразить в табелях учета рабочего времени даты контактов с пациентами, зараженными коронавирусной инфекцией и направить соответствующие сведения (табель, реестр) в Фонд социального страхования для начисления соответствующих выплат.

Старший помощник прокурора края по рассмотрению обращений и приему граждан Елена Анатольевна Кузнецова