Работа органов прокуратуры в рамках гражданского и арбитражного производства для обеспечения исполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок
Прокурорский надзор за исполнением требований федеральных законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», является одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры.
Правовой основой для его организации служат положения Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 14.01.2021 № 6 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок». Указанный нормативный документ возлагает на органы прокуратуры проводить анализ практики участия прокуроров в рассмотрении судами, арбитражными судами дел, связанных с исполнением законов в сфере закупок.
Наиболее активная исковая работа проведена в сфере арбитражного судопроизводства.
Например, прокуратуре края удалось добиться реального восстановления прав муниципального образования в сфере закупок. В рамках рассмотрения арбитражного дела по иску хозяйственного общества к администрации г. Перми о взыскании убытков прокуратурой края пресечена попытка необоснованного взыскания бюджетных денежных средств в сумме 26 млн руб. Установлено, что заключение соглашения о финансировании работ по проведению капитального ремонта многоквартирного дома совершено в обход процедуры торгов, а также в отсутствие судебного акта об изменении способа исполнения решения суда, в связи с чем оценка достоверности сметной стоимости работ не проводилась, выбор подрядчика осуществлен в отсутствие конкурентных процедур.
Прокуратурой края в рамках дела заявлены самостоятельные требования о признании ничтожным соглашения о финансировании работ, решением Арбитражного суда требования прокуратуры края удовлетворены, в исковых требованиях общества о взыскании с городской администрации понесенных убытков отказано. Решение суда вступило в законную силу.
В ином арбитражном споре удовлетворены исковые требования прокуратуры Пермского края о признании ничтожным дополнительного соглашения к муниципальному контракту на капитальный ремонт водопровода, заключенного между администрацией городского округа «Город Кизел» и хозяйственным обществом. Установлено, что спорным соглашением стороны необоснованно увеличили сумму командировочных расходов в отсутствие увеличения объема и сроков выполняемых работ, а также предусмотрели стоимость работ, которые фактически не выполнялись. Судом применены последствия ничтожной сделки, в доход бюджета муниципального образования взысканы денежные средства в сумме 1,4 млн руб., необоснованно выплаченные подрядчику. Решение вступило в законную силу.
Вопросы исполнения законов при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, государственных и муниципальных программ, государственного оборонного заказа, находятся на контроле прокуратуры Пермского края.
Так, прокуратуре края в суде апелляционной инстанции удалось добиться отмены судебного акта об отказе в иске и признать ничтожными четыре муниципальных контракта на приобретение жилых помещений у застройщика во вновь построенных многоквартирных домах в целях реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края и взыскать с хозяйственного общества 1,4 млн руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. Суд апелляционной инстанции согласился с позицией прокуратуры о том, муниципальным образованием для торгов подготовлена аукционная документация, повторяющая ранее созданную проектную документацию застройщика для целей его победы на торгах.
Таким образом, работа по обеспечению участия органов прокуратуры края в рассмотрении судами, арбитражными судами дел, связанных с исполнением законов в сфере закупок является одним из важных направлений прокурорского надзора и не утрачивает своей актуальности.