Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Итоги надзорной деятельности в сфере ЖКХ в 2019 году

Материалы по теме
Исполнение законодательства об отходах I, II класса опасности
Исполнение законодательства об отходах I, II класса опасности

В ходе проведенных прокурорами в анализируемом периоде проверочных мероприятий выявлено на 20 % больше нарушений, чем в прошлом году.

В этой связи возросло и количество актов прокурорского реагирования. Так, за 11 месяцев 2019 года прокурорами внесено более 1,5 тысячи представлений об устранении нарушений закона (в прошлом году – 1298), принесено 284 протеста на противоречащие закону правовые акты (в прошлом году – 79).

Проверочные мероприятия в обозначенной сфере инициируются органами прокуратуры края не только в связи с поступающими обращениями граждан и юридических лиц, но и на основании информации, размещенной в средствах массовой информации, анализа правоприменительной практики и иных материалов, свидетельствующих о допущенных или готовящихся нарушениях закона.

Стоит отметить, что граждане и юридические лица по-прежнему активно обжалуют действия и бездействие ответственных лиц в сфере ЖКХ прокурору. В истекшем периоде 2019 года органами прокуратуры края разрешено более 2500 обращений обозначенной тематики.

Особенное пристальное внимание органов прокуратуры обращено к таким актуальным в настоящее время направлениям как реализация программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, «мусорной» реформы, расселение аварийного жилья, подготовка объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону и др.

Количество выявленных прокурорами нарушений, связанных с реализацией программы капитального ремонта, возросло в сравнении с 2018 годом более чем в 2 раза (с 202 до 461). В ходе прокурорских проверок выявлялись факты некачественного проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, затягивания проведения закупочных процедур, нарушение сроков завершения работ по капитальному ремонту на объектах, в том числе по причине отсутствия надлежащего контроля со стороны регионального оператора.

Значительно увеличилось количество выявленных прокурорами в ходе проверок в сфере капитального ремонта фактов, имеющих признаки уголовно-наказуемых деяний. Зачастую они связаны с незаконным расходованием средств капитального ремонта, аккумулирующихся на спецсчетах. За 11 месяцев 2019 года в органы предварительного расследования направлено 12 материалов проверок, по которым возбуждено 10 уголовных дел.

Не теряет своей актуальности ежегодный вопрос качественной и своевременной подготовки объектов коммунальной инфраструктуры к отопительному сезону.

Анализ практики прокурорского надзора показал, что нарушения в данной области правоотношений допускаются всеми участниками: ресурсоснабжающими компаниями, организациями, ответственными за подготовку общего имущества в многоквартирных домах, органами местного самоуправления и др. При этом количество выявленных в 2019 году нарушений, связанных с указанным вопросом, по-прежнему значительно (более 150).

При осуществлении надзора за законностью при подготовке к отопительному сезону с целью недопущения массового нарушения прав граждан прокурорами активно применяется такая привентивная мера реагирования как предостережение.

К примеру, заместителем прокурора края 09.08.2019 руководителям 3 управляющих компаний г. Перми объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона при проведении регламентных работ на внутридомовом инженерном оборудовании многоквартирных домов. В результате чего управляющими организациями мобилизованы ресурсы, запуск теплоносителя начат своевременно.

Реализация «мусорной реформы» также сопровождалась замечаниями со стороны органов прокуратуры. В частности, в июне-июле 2019 года региональным оператором ПКГУП «Теплоэнерго» в сфере обращениями с твердыми коммунальными отходами осуществлен перерасчет платы за ТКО гражданам, которые проживают в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, в связи с уменьшением соответствующего норматива накопления ТКО по требованию прокурора, основанному на результатах проведенной проверки.

         Помимо этого выявлен ряд нарушений законодательства о ценообразовании в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, об инвестиционных и производственных программах регулируемых организаций в указанной сфере. Такие нарушения нашли свое отражение в представлениях, адресованных министру тарифного регулирования и энергетики Пермского края.

         В ходе проведенных в отношении другого профильного органа государственной власти края – Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края плановых и внеплановых проверочных мероприятий также усмотрены нарушения, в частности, связанные с предоставлением муниципальным образованиям из регионального бюджета субсидий на реализацию мероприятий по обеспечению качественного функционирования систем теплоснабжения, реализацией полномочий по осуществлению мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, осуществлением мониторинга показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, рассмотрением обращений граждан др.

       Надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства остается одним из приоритетных в работе органов прокуратуры края.

    Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в финансово-бюджетной сфере прокуратуры Пермского края Андрей Валерьевич Мальцев