Порядок регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального комплекса
Положениями ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Указанные правила распространяются и на объекты
жилищно-коммунального хозяйства, сети тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, водоотведения, расположенные вблизи многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. При этом законодателем определен конкретный срок, по истечении которого орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Так, для линейных объектов указанный срок составляет 3 месяца, для всех остальных объектов – 1 год.
В заявлении в суд о признании вещи бесхозяйной указывается, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.
(ч. 2 ст. 291 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности.
После вступления в силу решения суда
о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта постановления о включении указанного имущества в реестр муниципального имущества и состав муниципальной казны городского округа, исключении из реестра бесхозяйного имущества государственной регистрации права муниципальной собственности и о дальнейшем использовании данного имущества в соответствии с действующим законодательством.
(материал подготовлен прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства в финансово-бюджетной сфере управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Витвининым П.В.)