Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Права несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей

Материалы по теме
Применение отсрочки отбывания наказания лицам, имеющим детей в возрасте до 14 лет
Применение отсрочки отбывания наказания лицам, имеющим детей в возрасте до 14 лет

(ФОТО: Открытые источники)     

Особая государственная защита, обеспечивающая создание условий для достойного уровня жизни, развития, воспитания и обучения, закреплена для несовершеннолетних лиц, обладающих статусом детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В целях соблюдения их прав и интересов действующее семейное законодательство устанавливает различные формы устройства таких детей: передача в семью на воспитание (усыновление или удочерение), опека или попечительство, передача в приемные семьи, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Регулирование отношений, возникающих в процессе жизнеустройства ребенка, происходит в рамках гражданского и семейного законодательства на федеральном и региональном уровнях. Вместе с тем большое число нарушений субъектами допускается в ходе реализации и защиты прав несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством: обеспечение как жилищных, имущественных, так и социальных прав, включающих категорию прав на социальную поддержку в рамках законодательства субъектов РФ.

Исходя из характера отношений, возникающих между ребенком, имеющим статус оставшегося без попечения родителей, и его опекуном (попечителем) презюмируется, что обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Вместе с тем, на основании части 1 статьи 31 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. За несовершеннолетними лицами, находящимся под опекой или попечительством, закреплены права на ежемесячное содержание, денежные средства на которое выплачиваются в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Указанное право подопечного ребенка на обеспечение ему содержания корреспондируется с установленной пунктом 3 статьи 36 ГК РФ обязанностью опекуна или попечителя заботиться о содержании своего подопечного. Тем самым государство в рамках закрепленных форм материального обеспечения детей без родительского попечения создает условия для их содержания опекунами (попечителями).

Система видов государственной поддержки подопечных детей, а также опекунов и попечителей установлена федеральным законодательством в рамках Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»:

- право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (статья 12.2), выплата которого производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации;

- ежемесячное пособие на ребенка (статья 16) с закреплением за субъектами РФ права самостоятельно устанавливать размер, порядок назначения, индексации и выплаты данного пособия;

- ряд социальных льгот и гарантий находящимся под опекой (попечительством) детям в рамках Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках нормативных правовых актов субъектов РФ за счет средств их бюджетов.

Юридически значимыми обстоятельствами,  являющимися основанием для закрепления за ребенком статуса оставшегося без попечения родителей и  получения вышеуказанных гарантий, является доказанность фактического отсутствия у ребенка родительского попечения и, как следствие, необходимость его социальной и финансовой защиты. Так, утрата родительского попечения является следствием смерти родителей, признания в судебном порядке родителей ребенка умершими или безвестно отсутствующими.

В рамках очередной проверки прокуратурой г. Березники соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), установлено, что несовершеннолетний был оставлен матерью, которая признана в 2006 году решением Усольского районного суда Пермского края безвестно отсутствующей. Распоряжением главы города Березники от 18.08.2005 бабушка несовершеннолетнего назначена его опекуном, ей назначено ежемесячное пособие на содержание ребенка, ежемесячная денежная выплата на проезд на срок с 01.08.2009 по 24.07.2021. Однако розыскное дело матери несовершеннолетнего прекращено 09.07.2011 в связи с ее установлением и задержанием в г. Екатеринбурге (мать ребенка просила родственников о своем местонахождении и проживании не уведомлять).

В связи с прекращением розыскного дела решениями Межрайонного территориального управления № 6 Министерства социального развития Пермского края опекуну с 01.04.2018 прекращены выплаты ежемесячного пособия на содержание несовершеннолетнего и ежемесячной денежной выплаты на проезд, несмотря на то, что несовершеннолетний не утратил статуса оставшегося без попечения родителей.

Данный факт был выявлен в ходе прокурорской проверки, прокурором города в суд направлено исковое заявление о признании незаконным действий Межрайонного территориального управления № 6 Министерства социального развития Пермского края, возложении обязанности возобновить выплату опекуну ежемесячного пособия на содержание несовершеннолетнего и ежемесячной денежной выплаты на проезд, а также обеспечить произвести указанные выплаты с апреля 2018 года опекуну по дату возобновления выплат в порядке и в размерах, установленных Постановлением Правительства Пермского края от 23.03.2007 № 40-п, с учетом индексации.

Суд, исследовав обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что после розыска матери в связи с обнаружением ее места нахождения несовершеннолетний не утратил статуса оставшегося без попечения родителей, поскольку мать совместно с ним не проживала, материальной помощи ему не оказывала, выехала за пределы места жительства ребенка, с ним не общалась, а в указанный выше период несовершеннолетний продолжал воспитываться в семье опекуна, и данный факт органами опеки и попечительства не оспаривался.

18 марта 2020 года Березниковский городской суд Пермского края требования прокурора удовлетворил в полном объеме, нарушенные права ребенка, оставшегося без попечения родителей,  на дополнительные гарантии социальной поддержки восстановлены.

С учетом установленного, а также исходя из анализа норм федерального законодательства, закрепивших право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), на меры государственной поддержки, норм законодательства Пермского края, регулирующих назначение и выплату опекунам (попечителям) денежных средств на содержание детей, выплаты средств на содержание ребенка и об удовлетворении в связи с этим требований опекуна является правильным.

Органы опеки и попечительства неправомерно прекращают выплаты полного государственного обеспечения и мер социальной поддержки как лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как обладание статусом лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей влечет за собой право на предоставление полного государственного обеспечения и мер социальной поддержки независимо от розыска родителя.

 

Помощник прокурора г. Березники Пермского края Екатерина Сергеевна Ахметова