Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Новые способы мошенничества и защита от них

Материалы по теме
Уголовная ответственность за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Уголовная ответственность за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

Статья 159 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

На сегодняшний день самыми распространёнными способами обмана является обман граждан с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет, позволяющие получить доступ к информационным ресурсам из любой точки планеты.

Каждое из устройств, подключенных к сети Интернет, является самостоятельной компьютерной системой, подверженной риску взлома. В результате получения неправомерного доступа злоумышленники могут инициировать с подконтрольного устройства компьютерную атаку и похитить данные банковских карт, в результате денежные средства переводятся на счета мошенников.

Мошенники регулярно придумывают новые схемы обмана и модернизируют старые:

1. Мошенники представляются операторами сотовой связи:

- под видом специалистов известных телекоммуникационных компаний стараются получить доступ к аккаунту человека на «Госуслугах» (сообщают жертве об окончании договора и необходимости его продления, просят продиктовать код из смс, затем перейти по ссылке, где нужно ввести еще один код, таким образом, человек предоставляет данные для входа в личный кабинет на портале «Госуслуги» и всю информацию о себе);

- предложение по смене тарифного плана с подключением опций, замены sim-карты, при этом абоненту необходимо продиктовать код из смс, который придет на его номер, с помощью этого кода злоумышленник получает доступ к личному кабинету пользователя на официальном сайте оператора и настраивает переадресацию сообщений и звонков с номера жертвы на свой, что делается для подтверждения различных операций: вывода средств с банковских карт абонента, оформление на него кредита.

Как с этим бороться: обновить персональные данные, обратившись за услугой лично в офис оператора связи или в личном кабинете на его официальном портале (но не по ссылке из смс), не называть никаких данных незнакомым по телефону, позвонить оператору связи по номеру, который размещен на его официальном сайте.

2. Предложения от лжеброкеров:

- злоумышленники связываются с потерпевшими - «инвесторами» через социальные сети или звонят им под видом сотрудников известных инвестиционных компаний с предложением открыть «брокерский» счет и инвестировать от 10 000 рублей (для открытия счета мошенники требуют установить приложение, далее программа имитирует якобы рост доходов от инвестиций, в том числе в криптовалюту, деньги вывести со счета невозможно, так как «лжеброкеры» предлагают пополнить счет еще раз, оплатить «страховку» или ежедневное размещение валюты в «европейской ячейке» либо найти поручителя и даже зарегистрировать его в Минфине России, чтобы можно было «обналичить» средства, в итоге инвестор теряет свои деньги);

- второй вариант – участие в уникальном инвестиционном онлайн-проекте известного банка (для участия в «выгодной» компании предлагается перейти по ссылке из письма на электронной почте, пройти опрос: указать заработок, предпочитаемый способ хранения средств и контактные данные для связи с представителем организации, далее предотавляется доступ к специальному приложению, где необходимо ввести данные своей банковской карты,  с которой аферисты потом и спишут деньги).

Как с этим бороться: проверить сайт инвестиционной компании или брокера. Обратить внимание на реквизиты и наличие лицензии Банка России. Отказаться от услуг, если денежные средства переводятся на карту физического лица (либо через электронный кошелек).

 3. Общение с работодателем:

- собеседование с будущим работодателем (мошенники пользуются растерянностью соискателей и крадут личные данные прямо во время онлайн-встречи, при этом просят кандидата заполнить анкету прямо во время «ЗУМа», один из ее пунктов – номер карты и личные данные, на которую мошенники обещают производить оплату, а в дальнейшем с нее происходят списания, а на работу его так и не устраивают);

- находясь в поиске работы, можно не только потерять деньги, но и нарушить закон, став «дроппером» (дропперы или дропы – подставные лица, которые задействованы в нелегальных схемах по выводу средств с помощью личных банковских карт, становятся звеном преступной цепи и могут быть привлечены к уголовной ответственности).

Как с этим бороться: внимательно изучать предложение от будущего работодателя и отзывы о нем. Не надо верить обещаниям легкого заработка с минимальной затратой собственного времени, следите за данными, доступ к которым предлагается предоставить.

4. Звонки или сообщения от знакомых:

- рассылка сообщений с просьбой одолжить денег близким или друзьям – так как их родственник попал в беду (злоумышленники взламывают аккаунт пользователя, скачивают голосовые сообщения и на их основе генерируют монолог для дальнейшего обмана);

- другой «безобидный» сценарий – просьба проголосовать за детей или племянников в детском конкурсе (за ссылкой для голосования, которую мошенники отправляют со взломанного аккаунта владельца, скрыт вирус, который откроет им доступ к вашему гаджету).

Как с этим бороться: не переходить по неизвестным ссылкам, даже если получили их от близких или знакомых.

5. Оплата услуг по фейковому QR-коду:

- чтобы получить какую-либо услугу, например квитанции по ЖКХ или оплатить товар, можно провести оплату по QR-коду, но при этом можно получить пустой банковский счет, фейковый QR-код ведет не на официальный сайт сервиса, а на поддельный ресурс, через который аферисты крадут деньги и данные карты.

Как с этим бороться: оплачивать услугу только через официальное приложение сервиса, а не через камеру гаджета.

- оплата товаров или услуг путем перевода денег по номеру телефона (в качестве подтверждения оплаты покупатель демонстрирует банковскую квитанцию в приложении своего банка, при этом есть множество технологий и ботов, которые позволяют подделать банковские квитанции, а этим пользуются мошенники при покупке товаров или услуг).

Как с этим бороться: если дело касается крупных денежных сумм - продажа б/у техники на сайте объявлений - дождаться поступления денег на ваш счет, соответствующей смс из банка или иного уведомления, не доверять демонстрируемым квитанциям.

6. Звонки и сообщения из банка:

- лживые угрозы об оформлении кредита на имя владельца банковской карты другим человеком или подозрительной операции по ней (мошенники под видом специалистов техподдержки финансовых организаций предлагают установить на смартфон приложение для поиска вирусов, которых не существует, а вредоносное программное обеспечение дает доступ к телефону жертвы и его данным);

- помощь в сохранении денежных средств (аферисты под видом сотрудников Банка России сообщают жертве о том, что кто-то пытается похитить деньги со счетов, и чтобы их спасти, надо перевести средства на «безопасный» счет в ЦБ РФ, по легенде это временная мера – на период поиска преступников, а потом всю сумму человеку якобы возместят, для убедительности жертве отправляют смс с подтверждением записи с официального номера регулятора – 300).

Как с этим бороться: пользоваться только официальными ресурсами финансовых организаций. Если вам звонят сотрудники банка и разговор с ними кажется подозрительным, перезвоните на официальный номер, размещенный на сайте финансовой организации.

7. Звонки и сообщения от государственных ведомств:

- звонки или сообщения от лица сотрудников ФСБ, Росфинмониторинга, ФНС, Социального фонда России, портала «Госуслуги», руководителей крупных предприятий, государственных учреждений, с предложением получить какую-либо государственную выплату (схема классическая: Вы нам данные карты, мы Вам – деньги, либо другой сценарий - звонок от представителей следственных органов или Росфинмониторинга с угрозой блокировки счета, по которому якобы зафиксированы сомнительные операции, и чтобы этого избежать, мошенники требуют оплатить штраф);

- создание в мессенджерах поддельного аккаунта руководителя какого-нибудь предприятия, государственного органа, администрации, при этом используют реальную фотографию этого человека в качестве «аватара» (с помощью украденных баз данных или из открытых источников выясняют потенциальных подчиненных этого руководителя и пишут всем сотрудникам представить личные данные гражданина либо с помощью психологических уловок прислать квитанцию на официальном бланке ведомства).

Как с этим бороться: нужно знать, что ведомства не наделены полномочиями по аресту денежных средств, не оказывают платных услуг по оформлению документов, а также не рассылают подобные письма и не звонят по телефону или в мессенджерах, подобные сообщения необходимо игнорировать или обратится напрямую в государственную организацию.

8. Благотворительность, а именно: сборы помощи на нужды армии, пострадавшим от паводков или в результате иных трагических событий. Мошенники создают фейковые благотворительные фонды, организуют фейковые сборы помощи, информация о которых рассылается через мессенджеры без указания фактического исходного источника.

Как с этим бороться: переводить помощь только проверенным благотворительным организациям, информация о которых размещена в официальных источниках государственных органов или крупных федеральных СМИ.

Если деньги были переведены мошеннику, необходимо обратится в банк с заявлением об отзыве платежа и в полицию, сообщить номер телефона, реквизиты получателя в банк и правоохранительные органы для возможности внесения его в «черный список» Банка России.

(материал подготовлен старшим прокурором отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры Пермского края Аверьяновой Н.П.)