Профилактическая работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении


ФОТО: открытые источники
Аудиоинтервью со старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края Чугайновой Надеждой Валерьевной
Думаю, многие помнят предупреждение, которое педагоги говорят школьным хулиганам: будешь плохо себя вести – поставят на учёт. О том, что это такое и какая профилактическая работа проводится с подростками, мы поговорим сегодня со старшим прокурором отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края Чугайновой Надеждой Валерьевной.
Ответ: Правовую основу такой работы составляет федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Законом определены, во-первых, категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, во-вторых, основания проведения такой работы, в-третьих, права лиц, в отношении которых проводится профилактическая работа.
Несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении признаётся ребёнок (то есть лицо до 18 лет включительно) который:
- вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья,
- либо находится в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию,
- либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
- кроме того, это те дети, которые проживают в семьях, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Вопрос: Кто занимается профилактической работой?
Ответ: В Законе перечислены все органы, включенные в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (как краевая так и муниципальные, которые созданы в каждой территории),
- органы управления социальной защиты населения,
- органы, осуществляющие управление в сфере образования,
- органы опеки и попечительства,
- органы по делам молодежи,
- органы управления здравоохранением,
- органы службы занятости,
- органы внутренних дел.
С 2014 г. в круг субъектов профилактики включены также учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Вопрос: Чем конкретно занимаются такие органы?
Ответ: Законом возложены обязанности на органы и учреждения системы профилактики:
- во-первых, по выявлению таких несовершеннолетних;
- по проведению с ними и их родителями, законными представителями профилактической работы; их социально-педагогическая реабилитации;
- по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящиеся в социально опасном положении;
- в том числе по выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Конкретные сроки, в течение которых должна проводиться профилактическая работа, не определены, все зависит от степени социальной запущенности ребенка и семьи, и эффективности профилактической работы. Но в любом случае профилактическая работа прекращается при достижении несовершеннолетним возраста восемнадцати лет (сфера действия названного Закона не распространяется на лиц, ставших совершеннолетними).
Вопрос: Что делать, если при проведении профилактической работы нарушаются права ребёнка?
Ответ: Учитывая, что защита прав и законных интересов несовершеннолетних, действующим законодательством возлагается на их родителей, именно они, полагая, что при проведении профилактической работы нарушаются права их детей, могут обжаловать любые действия, бездействие, решения органов и учреждений системы профилактики, их должностных лиц, в вышестоящие органы, в прокуратуру, а также в суд. Например, могут обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу или морального вреда.
Однако в связи с тем, что несовершеннолетний попадает социально опасное положение зачастую именно вследствие ненадлежащего исполнения его родителями своих обязанностей по его воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательного влияния на его поведение либо жестокого обращения с ним, то защита прав такого несовершеннолетнего возлагается на вышеперечисленные органы.
Кроме того, выступить в защиту прав ребенка, попавшего в трудное положение, нуждающегося в защите государства, может любой гражданин, неравнодушный к судьбе такого несовершеннолетнего, проявив свою гражданскую сознательность и сообщив в соответствующий орган.
В частности с любой информацией о детях, попавших в социально опасное положение, находящихся в обстановке, представляющей опасность для жизни или здоровья, граждане могут обратиться в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав или подразделение по делам несовершеннолетних органа полиции.