Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Региональный государственный геологический контроль (надзор)

Материалы по теме
Итоги работы по противодействию коррупции в сфере государственной и муниципальной службы
Итоги работы по противодействию коррупции в сфере государственной и муниципальной службы

ФОТО: ОТКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 № 756-п (далее – Положение о Министерстве), данное Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный геологический контроль (надзор).

Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется в отношении участков недр местного значения, к которым относятся: 1) участки, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; 2) участки, которые используются для целей питьевого или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 м3 в сутки; 3) участки, используемые для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В силу ч. 2 ст. 37 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется в отношении организаций и граждан на предмет соблюдения ими обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом о недрах, Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов), а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах.

При этом региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется и в отношении участков недр местного значения, которые никому не предоставлялись в пользование, с целью выявления лиц, осуществляющих незаконную добычу полезных ископаемых.

Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения должностными лицами Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края требований законодательства при осуществлении ими регионального государственного геологического контроля (надзора).

Установлено, что всего на территории Пермского края осуществляют деятельность 430 недропользователей, обладающих 1155 лицензиями на пользование участками недр местного значения, из них 169 недропользователей получили 233 лицензии на пользование участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые (остальные имеют лицензию на добычу подземных вод).

Всего в 2020 году проведено 5 внеплановых проверок. Плановые проверки не проводились ввиду действия ограничений, установленных постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438. По результатам проведенных проверок выдано 3 предписания, в 2 случаях нарушения не выявлены.

В 2021 году проведено 10 проверок, из них 4 плановые и 6 внеплановых. По результатам двух проверок нарушения не выявлены (одна плановая и одна внеплановая), в 7 случаях выданы предписания. В истекшем периоде 2022 года проведена 1 внеплановая проверка. Учитывая ограничения, введенные постановлением Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520, проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не планировались.

Также в настоящее время на 2022 год постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 установлены ограничения на проведение плановых и внеплановых проверок.

При этом проверка показала, что не всегда должностными лицами Министерства соблюдаются требования законодательства о недрах, государственном контроле (надзоре) и об административных правонарушениях. Так, при установлении Министерством факта систематического нарушения условий лицензии со стороны недропользователя (не обеспечил в течение 3 лет минимальный годовой объем добычи полезных ископаемых), меры по досрочному прекращению действия лицензии данным органом не принято.

Выявлены случаи необоснованного бездействия со стороны Министерства по привлечению недропользователя к установленной законом ответственности при наличии достоверных данных о нарушении им требований законодательства о недрах, поскольку имелись сведения о добыче полезного ископаемого за пределами отведенного участка недр.

Имели место случаи неверной квалификации должностными лицами Министерства действий недропользователей при принятии решений по материалам о совершении ими административных правонарушений. Так, за несвоевременное предоставление государственной отчетности в сфере недропользования органом контроля решается вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ об административной ответственности, а не по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, т.е. за нарушение условий лицензии, поскольку обязанность по предоставлению отчетности является одним из условий лицензии.

Также установлено, что Министерство нарушает права предпринимателей-недропользователей. В частности, по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях при внесении представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, фактически вносятся предписания об устранении нарушений, поскольку должностное лицо требуют устранить непосредственно выявленные нарушения, а не причины и условия, им способствовавшие. Вместе с тем предписание не может быть внесено без проведения проверки.

В связи с выявленными нарушениями федерального законодательства министру природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края внесено представление, которое находится на рассмотрении.

Заместитель Пермского межрайонного природоохранного прокурора Протин Артем Юрьевич