Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Организация работы с обращениями в органах прокуратуры Пермского края

Материалы по теме
Итоги работы по противодействию коррупции в сфере государственной и муниципальной службы
Итоги работы по противодействию коррупции в сфере государственной и муниципальной службы

Интервью начальника отдела по рассмотрению обращений и приему граждан прокуратуры Пермского края Елены Анатольевной Кузнецовой

Какими правовыми актами регламентируется организация работы с обращениями граждан и юридических лиц в органах прокуратуры края?

Основными актами, которые регламентируют осуществление такой работы являются Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяющий порядок работы с обращениями, в том числе устанавливающий сроки рассмотрения доводов заявителей.

Кроме того, не стоит забывать, что мы в своей деятельности руководствуются положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» где закреплено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. При этом недопустима подмена иных государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Также имеются и ведомственные нормативные правовые акты, которыми определены требования к осуществлению такой деятельности.

 

Каким образом граждане могут обратиться в органы прокуратуры края и какие вопросы наиболее часто звучат в жалобах?

Ежегодно в органы прокуратуры Пермского края поступают более  80 тыс. обращений.

Граждане могут обратиться в органы прокуратуры как с письменным, так и с устным заявлением. Только в первом квартале 2022 г. к нам на личный прием обратилось более 5,5 тыс. граждан и большинство из них оставили письменные обращения. В связи с развитием цифровых технологий людям стало проще подать к нам жалобу онлайн и получить на нее ответ. Поэтому в последние годы мы наблюдаем существенное увеличение количества обращений, поступивших через Интернет, если в 2019 г. поступило около 6 тыс. таких обращений, то в 2021 г. их количество составило более 14 тыс.

При поступлении обращения в форме электронного документа, оно подлежит рассмотрению в таком же порядке, что и письменное обращение. Ответ на него направляется гражданину на указанный адрес электронной почты. Анализ поступивших обращений показал, что распространёнными проблемами в крае являются ненадлежащее исполнение управляющими компаниями обязанностей по обслуживанию жилого фонда, по приостановлению предоставления коммунальных услуг. Заявители указывают на нарушения законодательства в деятельности судебных приставов-исполнителей.

Остаются актуальными вопросы соблюдения трудовых прав граждан, расселения ветхого и аварийного жилья, обеспечения жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа, исполнения законодательства о социальной защите населения. Значительное место в общей структуре разрешенных обращений занимают жалобы, касающиеся вопросов надзора за органами предварительного следствия и дознания при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. По-прежнему, основными причинами их удовлетворения являются: неполнота проведенной доследственной проверки или предварительного следствия, нарушение норм уголовного и уголовно-процессуального закона. Не редко поступают жалобы от лиц, находящихся в местах лишения свободы об ущемлении их прав.

Отличительной особенностью 2021 года явилось поступление в прокуратуру края жалоб на акты губернатора Пермского края и Главного санитарного врача края, касающиеся вопросов установления ограничений в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции и проведения вакцинации.

 

В какой срок рассмотрения обращений, какие меры для восстановления прав граждан принимаются?

Все обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления.

В случае если оно должно разрешаться другими органами и организациями, то решение о перенаправлении принимается в течение 7 дней с момента регистрации, о чем уведомляется заявитель. Наибольшее число переправленных обращений касались вопросов обжалования действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, которые ранее не рассматривались руководителем территориального Отдела. Если дополнительного изучения и проверки не требуется, обращения рассматриваются в течение 15 дней.

Общий срок разрешения обращений установлен в течение 30 дней со дня  регистрации. В ходе проверки доводов заявителя изучаются все материалы, при необходимости получаются объяснения от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются. Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты.

В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Хочется отметить, что каждое четвертое разрешенное обращение органами прокуратуры края удовлетворяется.

Только в 2021 году по результатам проверки доводов заявителей нами выявлено более 15 тысяч нарушений, для устранения которых принят комплекс мер прокурорского реагирования. Например, прокуратурой Бардымского района при рассмотрении обращения установлено, что индивидуальным предпринимателем  заявителю не выплачена заработная плата за длительный период времени, около полугода. По результатам проверки в следственные органы были направлены материалы, при рассмотрении которых возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. В дальнейшем Бардымским районным судом виновное лицо привлечено к уголовной ответственности, задолженность по оплате труда перед заявителем погашена в полном объеме.