Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Исковая работа прокуроров в сфере ЖКХ

Материалы по теме
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции

/ФОТО: свободные источники/

В 2021 году городскими и районными прокурорами Пермского края было направлено в суды 136 исковых заявлений об устранении нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства (2020 год - 137). Рассмотрено судом - 119, все, за исключением одного, удовлетворены.
Из указанного числа исков 26 содержат требования о понуждении обслуживающих организаций к выполнению законодательства по осуществлению работ, связанных с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирных домов, внутридомовых инженерных сооружений, иного имущества, необходимого для производства, передачи, реализации коммунальных ресурсов.
Например, прокурором Красновишерского района в результате проверки соблюдения ТСЖ «Советская, 10» требований законодательства при подготовке общего имущества многоквартирного дома к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 г.г., проведенной с привлечением Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, установлены нарушения Жилищного кодекса РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Выявлены наличие трещин, выбоин, частичное разрушение отмостков по периметру дома, отсутствие остекления на лестничных клетках подъездов, захламление подвального помещения, а также необходимость проведения работ по тепловой изоляции труб внутридомовой системы отопления и замене неисправной запорной арматуры на
трубопроводе центрального отопления.
На представление прокурора об устранении выявленных нарушений председателем ТСЖ направлен ответ о рассмотрении вопроса проведения необходимых работ на очередном общем собрании собственников, запланированном на январь-март 2022 года.
24.09.2021 прокурор обратился в суд с иском к ТСЖ «Советская, 10» о возложении обязанности по обеспечению надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, а именно, проведению работ по тепловой изоляции труб внутридомовой системы отопления, замене неисправной запорной арматуры, остеклению лестничных клеток, устранению трещин, выбоин, частичного разрушения по периметру многоквартирного дома, ликвидации захламления подвального помещения. По результатам рассмотрения гражданского дела исковые требования прокурора удовлетворены.
Направлено 64 иска по вопросам организации органами местного самоуправления снабжения населения коммунальными ресурсами, обслуживания, содержания жилищного фонда и имущества, необходимого для получения населением коммунальных ресурсов. Например, прокурором Юсьвинского района направлено в суд 4 исковых заявления с требованием к администрации Юсьвинского муниципального образования организовать водоснабжение жителей населенных пунктов. Как указал прокурор, отсутствие централизованной системы холодного водоснабжения и водозаборных колонок с радиусом действия не более 100 м. влечет обязанность по организации подвоза воды населению, однако данные требования закона не исполняются.
Треть из указанного выше количества исков направлена на понуждение муниципальных образований осуществить мероприятия по принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйных коммунальных сетей (горячего и холодного водоснабжения, отопления, водоотведения, газопровода, линий электропередач).
5 исков содержат требования к органам местного самоуправления провести конкурс по отбору управляющей компании.
Требования о подготовке к отопительному сезону, обеспечению его бесперебойного прохождения заявлены по 3 искам. Так, решением Нытвенского районного суда от 28.10.2021 по иску прокурора на муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» возложены обязанности подготовить расчет и обеспечить нормативный запас топлива (дров) для котельной.
Судом установлено, что данная организация является единственным поставщиком тепла на территории муниципального образования, в эксплуатации которой находится котельная, не обеспеченная нормативным запасом топлива.
Направлено 7 исков, основанием для которых послужили выявленные нарушения прав потребителей при начислении и взимании платежей за оказанные коммунальные услуги. Решением Свердловского районного суда г. Перми от 28.06.2021 удовлетворен предъявленный в 2020 г. иск заместителя прокурора края к ООО «Пермская сетевая компания» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, находившихся под управлением управляющих компаний, деятельность которых прекращена. Суд согласился с доводами прокурора о том, что признание решением Пермского краевого суда от 15.03.2019 недействующим постановления Региональной службы по тарифам Пермского края и установление для ответчика новых тарифов на тепловую энергию в меньшем размере является основанием для возложения на регулируемую организацию обязанности произвести перерасчет платы таким потребителям, поскольку именно она является конечным
получателем денежных средств. Иная возможность восстановления нарушенных прав потребителей отсутствует в связи с прекращением деятельности управляющих
компаний. Данное решение оставлено без изменения судом апелляционной инстанции.
По вопросам, связанным с тарифным регулированием, направлено в суд 2 административных исковых заявления с требованиями к Министерству тарифного регулирования Пермского края о признании недействующими постановлений об утверждении тарифов на предоставляемые гражданам коммунальные услуги.
Так, решением Пермского краевого суда от 27.05.2021 удовлетворено административное исковое заявление заместителя прокурора края о признании недействующим приложения № 3 «Тарифы в области захоронения отходов ООО «ЭкоАльянс» к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31.05.2019 № 31-0 «О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов ООО «ЭкоАльянс» (г. Губаха)». Суд счел обоснованными доводы прокурора о нарушении ответчиком п. 35 Основ ценообразования, поскольку объекты транспортных средств (мусоровозы, погрузчики, самосвалы) не признаны органом регулирования в качестве основных производственных фондов и расходы по ним для расчета тарифа принимались на основании сумм заключенных договоров.
Кроме того, рассмотрено и удовлетворено предъявленное в 2020 г. административное исковое заявление прокурора края о признании недействующими приложений к постановлениям Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края «О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Яйвинский Жилищно-Коммунальный сервис» в части тарифов на водоотведение на 2021-2024 г.г. и первое полугодие 2025 г. Как следует из экспертных заключений, экономически обоснованный (среднеотпускной) тариф на водоотведение значительно превышает установленный оспариваемыми постановлениями, что повлекло завышение тарифа для иных (помимо населения) групп потребителей, тогда как требованием законодательства перекрестное субсидирование запрещено.
В течение прошедшего года направлены 6 административных исков с требованиями прокуроров о признании запрещенной к распространению информации о способах хищения коммунальных ресурсов; 13 - с требованиями по вопросам несоблюдения организациями коммунального комплекса о размещении информации в государственной информационной системе ЖКХ.
Кроме указанных выше категорий исков, в 2021 г. в суды общей юрисдикции направлено 87 исков, связанных с исполнением органами государственной власти и местного самоуправления Пермского края законодательства по расселению аварийного жилищного фонда. Прокурорами заявлялись требования о предоставлении гражданам равнозначных жилых помещений взамен признанных аварийными; о сносе расселенных аварийных многоквартирных жилых домов, о переселении (пересмотре сроков переселения) граждан из аварийных жилых домов.
Требования о возложении обязанности организовать деятельность межведомственных комиссий заявлены по 9 искам; о проведении обследования многоквартирных домов специализированными организациями с целью признания их аварийными - по 26 искам.
Например, прокурором Красновишерского района направлено в суд исковое заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии администрации Красновишерского района городского округа от 18.01.2021 об отказе в рассмотрении вопроса о признании аварийным жилого дома по адресу: г. Красновишерск, ул. Дзержинского, 26; возложении на администрацию обязанности в течение 60 дней после вступления решения суда в силу организовать обследование дома специализированной организацией; в течение месяца с даты поступления заключения специализированной организации назначить заседание МВК для оценки аварийности жилого дома.
Основанием для обращения в суд с исковым заявлением явились результаты проверки по обращению П. Установлено, что П. обращался в администрацию по вопросу оценки состояния и процента износа основных конструкций дома № 26 по ул. Дзержинского, г. Красновишерска. 17.09.2020 в администрацию поступило заключение Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о выявлении признаков аварийности отдельных конструктивных элементов указанного многоквартирного жилого дома, а именно, установлена просадка фундамента, отсутствие цоколя, трещины, сколы, утрата конструктивной прочности, гниение некоторых рядов бруса стены здания, горизонтальные трещины по периметру здания; в заключении предлагалось рассмотреть вопрос о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Во исполнение требований представления прокурора 18.01.2021 проведено заседание МВК, на котором принято решение об отказе в рассмотрении вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу, П. предложено представить в МВК заключение специализированной организации.
Прокурор, в соответствии с требованиями ЖК РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, указывая, что одна из квартир в доме находится в муниципальной собственности, обратился в суд с указанным иском. Исковые требования прокурора удовлетворены. 17 исков направлены на понуждение органов местного самоуправления принять меры по созданию маневренного жилого фонда, приведению его в
нормативное состояние.
В порядке ст. 44 УПК РФ направлен 1 иск, вытекающий из правоотношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так, прокурором г. Краснокамска предъявлен иск к Д. о взыскании в пользу собственников помещений многоквартирных домов в лице ТСЖ «Прогресс» материального ущерба в размере 739 047,28 рублей.
Материалами уголовного дела установлено, что Д., являясь председателем ТСЖ «Прогресс», используя служебное положение, от имени ТСЖ заключил договоры на выполнение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения с ООО «Лидерство», где является директором и единственным учредителем, и согласовал локальные сметные расчеты, фактические расходы в которых завышены на указанную сумму.
Работа прокуроров по соблюдению прав граждан в сфере жилищно- коммунального хозяйства носит системный характер и направлена на реальное устранение выявленных нарушений.

Старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Синева Алевтина Михайловна