Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Надзор за исполнением законодательства на объектах обработки твердых коммунальных отходов

Материалы по теме
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции

ФОТО: Открытые источники

Твердые коммунальные отходы (далее – ТКО), ранее именуемые твердыми бытовыми отходами (ТБО), являются одним из основных источников загрязнения окружающей среды, что создает угрозу жизни и здоровья населения. Проблема состоит в том, что с каждым годом увеличивается масса образовавшихся отходов, действующие полигоны ТКО переполнены, вместе с твердыми коммунальными отходами происходит захоронение опасных отходов. Решением данной проблемы служит обработка ТКО в целях выделения видов отходов, которые возможно повторно применить по прямому назначению, возвратить в производственный цикл после соответствующей подготовки, извлечь полезные компоненты для их повторного применения, а также использовать отходы в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки.

Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, ввиду чего их захоронение запрещается. Поэтому, такие отходы как металл, пластик, бумага, стекло, автомобильные шины и др. должны изыматься из общей массы ТКО в целях утилизации.

Основной целью государственной политики в сфере обращения ТКО, которая изложена в национальном проекте «Экология», является создание устойчивой системы, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обработкой твердых коммунальных отходов понимает предварительную подготовку отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Как и любой вид производства, деятельность по обработке отходов должна осуществляется в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

Так, мусоросортировочные станции подлежат постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты обработки ТКО, обязаны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля, которая включает в себя контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, качества сточных и (или) дренажных вод, проведение проверок работы очистных сооружений, программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной в случае нахождения объекта на территории водосборной площади.

Кроме того, все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их обработки, подлежат учету в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.

Отходы, образующиеся в городе Перми и на прилегающих к нему территориях, в части ТКО проходят обработку на полигоне и комплексе по переработке ТБО г. Краснокамска, в цехе по сортировке твердых коммунальных отходов в с. Лобаново Пермского района.

В 2020-2021 гг. Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой проведены проверки в отношении ООО «Буматика», ООО «УралРегионСнаб», ООО «Транс-Эффект» в ходе которых выявлены нарушения при строительстве и эксплуатации объектов обработки отходов.

Так, ООО «Буматика» допускает размещение отходов на почвенном покрове (без специального асфальтированного покрытия), к работам по обработке отходов III-IV классов опасности привлекаются лица, не прошедшие соответствующее обучение.

ООО «УралРегионСнаб» не в полном объеме проводит наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха и ведет учет в области обращения с отходами, не разработаны и не утверждены паспорта на образуемые в ходе производственной деятельности отходы.

По выявленным нарушениям прокуратурой внесены акты прокурорского реагирования в адрес организаций, их руководители привлечены к административной ответственности.

Помимо этого, в соответствии с данными Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на поднадзорной природоохранной прокуратуре территории также запланировано строительство и ввод в эксплуатацию мусоросортировочной станции в Савинском сельском поселении Пермского района, линии сортировки при полигоне ТБО д. Ключики Пермского района, мусоросортировочного комплекса и площадки мембранного компостирования «Экотехнопарк г. Перми» (ПМУП «Полигон»).

Строительство мусоросортировочной станции в Савинском сельском поселении Пермского района находится на стадии оформления правоустанавливающих документов на земельный участок. Планируемая производительность объекта – 70 000 т/год, срок ввода в эксплуатацию – 4 квартал 2023 года.

В ходе проверки в 2020 г. ООО «ТРАНС-ЭФФЕКТ» установлено, что при строительстве мусоросортировочной станции при полигоне ТБО д. Ключики Пермского района допущены отступления от проектных решений, которым ранее дана экспертная оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности. В этой связи, директору общества объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона. Мусоросортировочный комплекс, производительность которого в соответствии с проектной документацией должна составлять 25000 т/год, не введен в эксплуатацию.

Строительство объекта «Экотехнопарк г.Перми», включающий в себя мусоросортировочный комплекс и площадку мембранного компостирования, осуществляется ПМУП «Полигон». Общее количество ТКО, планируемых к поступлению на Экотехнопарк, составляет 300 000 т/год, из них 270 000 т/год несортированных ТКО направляются напрямую в корпус сортировки, на участок дробления 30 000 т/год крупногабаритного мусора. В настоящий момент проектная документация объекта корректируется с учетом замечаний экспертов государственной экспертизы строительства. Введение объекта в эксплуатацию запланировано на 4 квартал 2024 г.

 

Помощник Пермского межрайонного природоохранного прокурора Русалина Рудольфовна Волокитина