Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Цифровая «гигиена» или как не попасть в руки мошенников

Материалы по теме
Актуальные вопросы законодательства об исполнительном производстве
Актуальные вопросы законодательства об исполнительном производстве

ФОТО: Открытые источники

В интервью программе «Гость студии» ГТРК ПЕРМЬ, 2024 г. начальник управления по надзору за следствием, дознанием и ОРД прокуратуры края Ильенков Виталий Григорьевич

Мы живем в интенсивно развивающемся мире, где технологии заняли внушительное пространство во всех сферах нашей жизни. К сожалению, преступность с использование информационно-телекоммуникационных технологий также не осталась в стороне.

 Виталий григорьевич, здравствуйте, давайте начнем с того, что определимся, что такое информационно-телекоммуникационные технологии?

Информационно-телекоммуникационные технологии (далее – ИТТ) – это совокупность способов, механизмов и средств, используемых для сбора, обработки, хранения и передачи информации. К средствам ИТТ можно отнести ЭВМ, персональные компьютеры, сеть Интернет, различные носители информации, искусственный интеллект, различные средства связи и др.

Какие способы обмана используются мошенниками?

Их можно разделить на несколько групп:

- «родственник в беде» – пострадавшими становятся чаще представители преклонного возраста и, как правило, звонки поступают на стационарные телефоны, а для передачи денежных средств используются курьеры;

- звонки, в том числе через мессенджеры, от сотрудников правоохранительных органов (полиция, прокуратура, ФСБ, СК, Росфинмониторинг), представителей налоговой, пенсионного фонда, портала «Госуслуги», организаций и учреждений, в которых может работать потерпевший, операторов сотовой связи, медицинских учреждений. При данном способе используется метод внушения, убеждения в необходимости обновления кредитного договора, договора обслуживания, договора оказания услуг связи, ошибки в расчетах при начислении пенсии или налоговых взносов, взлом личного кабинета «Госуслуги», предложения пройти медицинское обследование и иные доводы, после чего на сотовый телефон приходит код подтверждения для сброса пароля в приложении «Госуслуги»;

- звонки от представителей служб безопасности банков, организаций, в ходе которых потерпевшему сообщают о компрометации его персональных данных, банковской информации, попытке оформления на него кредитных договоров, в целях сохранности личных сбережений предлагают оформить «встречный», «зеркальный» кредит, перевести денежные средства на «безопасный» счет, «защищенную» ячейку;

- предложения о дополнительном заработке в сети Интернет (ссылки, анкеты) путем «игр» на различных биржевых платформах, торговых площадках, вложение в криптовалюту, реклама или отзывы о товарах за вознаграждение. При этом потерпевшему предлагают установить программы и приложения (Терминал, Газпроминвестиции, Газинвест, RBERLNC, Центробанк), пройти регистрацию на сайте Wallet, после чего под руководством «куратора», «брокера» осуществляются операции по переводу денежных средств, оформлению микрозаймов и т.д.;

- предложения о продаже/покупке товаров на сайтах бесплатных объявлений, иных сервисах, в том числе через оформление доставки, при проведении оплаты, денежные средства списываются со счета потерпевшего, товары не поступают либо не соответствуют заказанным;

- переписки на сайтах знакомств, в ходе которых собеседник сообщает о материальных трудностях в виде заблокированных счетов, необходимости совершения дополнительных платежей для отправки посылки/багажа или оформления документов в аэропорту иностранного государства, о чем просит у потерпевшего помощи;

- предложение обновить полис ОМС, для чего потерпевшему направляют ссылку для скачивания приложения Минздрава, после его установки, на мобильное устройство закачивается вредоносное ПО, которое позволяет получить данные банковских приложений.

Как защитить себя и своих близких от мошенников?

Следует запомнить, что:

- сотрудники банков не звонят через мессенджеры, даже если это номер «900»;

- представители правоохранительных органов, служб безопасности, иных государственных организаций и учреждений не высылают фотографии своих служебных удостоверений, не просят перевести или передать денежные средства для возмещения материального, морального вреда участникам происшествия, оплаты медицинских расходов или в качестве платы (взятки) за непривлечение к уголовной ответственности;

- оформление «зеркального», «встречного» кредита, перевод денежных средств на «безопасный счет», «защищенную» ячейку не может быть защитой от хищения личных сбережений потерпевшего;

- ни при каких обстоятельствах не передавать в ходе телефонного разговора или общения в сети Интернет персональные данные, банковские реквизиты, логины и пароли, не сообщать коды из поступающих сообщений, данные аккаунтов;

- в случае получения информации о том, что родственник попал в беду или просит оказать материальную помощь, в первую очередь осуществить звонок родственнику или общим с ним знакомым для выяснения обстоятельств произошедшего, денежные средства не переводить;

- при сообщении информации о взломе личного кабинета «Госуслуги», истечении договора обслуживания или связи, перерасчета пенсии или налоговых вычетов/начислений, не принимать никаких решений в ходе телефонного разговора, обратиться в офис организации для проверки информации.

Беседовала Оксана Яваева