Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Защита жилищных прав граждан

Материалы по теме
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции

Интервью прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в финансово бюджетной сфере прокуратуры Пермского края Чистякова Никиты Сергеевича

ФОТО: Открытые источники

1. Каким образом прокуратура осуществляет надзор за соблюдением жилищных прав граждан? Какие меры принимает для их восстановления в случае, если они нарушены?

В Пермском крае достаточно остро стоит вопрос соблюдения жилищных прав граждан. Сложившаяся в регионе ситуация находится под постоянным вниманием органов прокуратуры края. Ежегодно в сфере соблюдения жилищных прав нами выявляется порядка 3 тыс. нарушений. Для их устранения только в 2023 году внесены 820 представлений, опротестованы 120 правовых актов, судами удовлетворены более 200 исковых заявлений прокуроров, по материалам прокурорских проверок возбуждены 7 уголовных дел.

В первую очередь об актуальности обозначенного вопроса свидетельствует наличие в крае более 3 200 аварийных домов. Следует отметить, что несмотря на большой объем такого жилья, Пермский край на сегодняшний день находится на 7 месте в России по эффективности его расселения. Помимо этого, регионом досрочно реализуется мероприятие национального проекта по ликвидации аварийного жилищного фонда. По соглашению с федеральным правительством нацпроект должен быть завершен на год раньше предполагаемого срока (т.е. до 31.12.2024). Также Министерством строительства Пермского края сформирован актуальный перечень аварийных домов, который направлен в федеральный центр для согласования нового этапа национального проекта и выделения необходимого финансирования, что позволит сохранить высокий темп переселения граждан из аварийного жилья.

Активную роль в обеспечении законности расселения граждан играют прокуроры. Мерами прокурорского реагирования, в том числе на уровне аппарата прокуратуры края, пресекались факты бездействия местных администраций при закупке жилья на вторичном рынке, отставания от графиков завершения строительства новых домов для переселения граждан и т.д. Так, например, в текущем году в Александровске прокуратурой пресечено строительство дома для переселенцев в отсутствие разрешительной документации. После нашего вмешательства застройщиком получено разрешение на строительство, объект поставлен под государственный строительный надзор.

Также в текущем году нами проведена комплексная проверка разумности установленных органами местного самоуправления сроков расселения аварийного жилья. Как правила муниципалитеты признавая дома аварийными ставят срок их расселения на 2028-2030 годы, что конечно же не гарантирует безопасное проживание людей в таком жилье.

В ходе проверок территориальными прокурорами выявлены более 400 аварийных домов, установленные сроки расселения которых не соответствуют их техническому состоянию. Меры реагирования по таким фактам приняты большинством территориальных прокуроров края, в отдельных случаях даже в судебном порядке. В регионе также нарабатывается практика уголовного преследования должностных лиц местного самоуправления, не принимающих меры к расселению домов с истекшими сроками. В этом году по инициативе прокуроров возбуждены и расследуются четыре уголовных дела по таким фактам, еще 4 материала направлены в следственные органы для принятия решения на прошлой неделе.

Рассчитываем, что такая практика сподвигнет глав муниципалитетов более взвешенно подходить к формированию бюджетов и минимизирует расходование средств на не являющиеся первоочередными мероприятия. Также следует отметить, что значительный объем аварийного фонда, не охваченного программными мероприятиями, придает остроту вопросу создания должного запаса маневренного жилья. Объем имеющегося маневренного фонда в большинстве случаев не соответствует потребностям, в том числе с точки зрения количества аварийного жилья. Органы прокуратуры края активно работают в данном направлении, принимая соответствующие меры, понуждающие органы местного самоуправления к созданию необходимого количества помещений маневренного фонда.

Таким меры принимались прокурорами г. Добрянки, Бардымского, Кишертского, Нытвенского, районов, Кунгурским, Лысьвенским городскими прокурорами и другими.

По-прежнему особого внимания заслуживает проблема своевременности сноса расселенного аварийного фонда и ограничения в него свободного доступа. Эти мероприятия являются собственными расходами муниципальных образований, которые почему-то рассматривают их в качестве второстепенных. На сегодняшний день в регионе расположен более 260 расселенных, но не снесенных аварийных домов. Непригодные для проживания дома ухудшают внешний муниципальных образований, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территорий. Наличие доступа в аварийные здания не исключают возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Наша цель не допустить негативных последствий, которые могли бы затронуть права граждан, поэтому территориальные прокуроры аппаратом прокуратуры края ориентированы на необходимость еженедельного мониторинга складывающейся ситуации со сносом расселенных домов, а также ограничения свободного доступа.

В настоящее время все указанные дома охвачены мерами реагирования, что существенно ускоряет работу администрации по ликвидации расселенных домов.

Такие меры приняты прокуратурами Верещагинского, Осинского, Красновишерского районов, г.г. Перми, Гремячинска, Губахи, Добрянки, Кизела, Лысьвенской, Кунгурской городскими прокуратурами и другими.

Помимо жильцов аварийного фонда в регионе более 30 тыс. малоимущих граждан, которые стоят на учете в органах местного самоуправления как нуждающиеся в муниципальном жилье. Часть из этих лиц ждет своей очереди более 10 лет. При этом 1 236 граждан нуждаются в предоставлении муниципального жилья во внеочередном порядке – это люди, которые страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, а это открытые формы туберкулеза, тяжелые психические заболевания с болезненными проявлениями, дерматологические заболевания с обильным отделяемым. Другими словами, жить с этими людьми в одном жилом помещении просто опасно. Также во внеочередном порядке в предоставлении жилья жилья нуждаются граждане, чье единственное жилья стало непригодным для проживания.

В данном направлении нами также проводится определенная работа, и в случае бездействия местных администраций принимаются меры реагирования, направленные на обеспечения граждан указанной категории жильем.

2. Что делать гражданам если местная администрация не предоставляет им жилое помещение как нуждающимся или в рамках расселения аварийного дома?

В первую очередь необходимо обратиться с письменным заявлением в тот орган местного самоуправления по месту жительства или регистрации. В заявлении необходимо указать свои данные, кратко изложить возникшую проблему. Если уже вы получили ответ, который вас не удовлетворит или вообще его не получили, тогда уже необходимо обратиться в района или города, в котором нарушаются ваши права. Срок рассмотрения таких обращений в случае если проверка не требуется – 15 дней, если все таки проведение проверки необходимо, то 30 дней.