Анализ работы прокуратуры края по предъявлению исковых заявлений о признании ничтожными сделок по распоряжению муниципальным имуществом жилищно-коммунального комплекса
Правовое регулирование вопросов организации органами местного самоуправления полномочий, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом жилищно-коммунального комплекса, находящимся в муниципальной собственности, с момента принятия Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ) направлено на эффективную реализацию программ модернизации коммунальной инфраструктуры и улучшения качества предоставления коммунальных услуг населению.
О необходимости достижения высоких показателей в сфере создания комфортной и безопасной среды для жизни, в том числе посредством модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства указано также в Указе Президента Российской Федерации от 07.04.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года и на перспективу 2036 года».
Приказом Генеральной прокуратуры России от 03.03.2017 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» дано указание органам прокуратуры активно содействовать развитию механизмов заключения концессионных соглашений в жилищно-коммунальной отрасли в целях привлечения внебюджетных источников для ее обновления.
Органами прокуратуры края на повсеместной основе организована работа по выявлению фактов обхода органами муниципального образования требований по организации заключения концессионных соглашений по объектам ЖКХ, находящимся в муниципальной собственности. С использованием судебных механизмов факты незаконного заключения аренды муниципального имущества жилищно-коммунального комплекса оспариваются органами прокуратуры в порядке арбитражного судопроизводства.
Так, прокуратурой края в 2025 году в Арбитражный суд Пермского края году предъявлено 4 исковых заявления о признании недействительными (ничтожными) договоров аренды объектов жилищно-коммунального хозяйства, заключенных функциональными (отраслевыми) органами муниципальных образований, округов.
Основаниями для предъявления исковых требований явились несоблюдение органами требований по порядку передачи прав владения и (или) пользования объектами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в обход требований о заключении концессионного соглашения, а также требований к проведению соответствующих конкурсных процедур.
В настоящее время 3 исковых заявления прокуратуры края (дело А50-6390/2025, А50-4061/2025, А50-20570/2025) рассмотрены, удовлетворены, муниципальное имущество в количестве 169 объектов ЖКХ общей стоимостью 330 098 тыс. руб. возвращено в муниципальную собственность. Одно исковое заявление по делу № А50-24405/2025 в настоящее время находится на рассмотрении.
Работа на данном направлении будет продолжена.