Результаты правотворческой деятельности органов прокуратуры
Прокуроры в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» уполномочены принимать участие в правотворческой деятельности государственных и муниципальных органов.
Для реализации указанных полномочий в органах прокуратуры организовано поступление и изучение проектов всех разработанных уполномоченными органами нормативных правовых актов.
В случае несоответствия проектов актам более высокой юридической силы, наличии в них коррупциогенных факторов и нарушений правил юридической техники прокурорами готовятся отрицательные заключения с предложением о доработке.
К примеру, за 9 месяцев 2024 года на стадии проектов изучено 1396 актов регионального уровня, на которые подготовлено 104 отрицательных заключений (6 – на Законы края, 49 – на постановления Правительства края, 49 – на акты министерств и ведомств края), в 4 проектах выявлены коррупциогенные факторы. В то же время территориальными прокурорами изучено 7803 разработанных органами местного самоуправления проектов, подготовлено 433 заключения.
Типичными нарушениями в правотворческой деятельности являются неполнота и несвоевременность учета изменений федерального и регионального законодательства, ошибочное толкование федеральных норм, превышение полномочий при издании нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения, организации предоставления государственных (муниципальных) услуг, жилищного, бюджетного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности.
Например, по результатам рассмотрения заключения прокуратуры края Законодательным Собранием Пермского края ко второму чтению скорректированы положения регионального закона, предусматривающие установление единовременных выплат женам участников СВО и студенткам в связи с рождением детей, в части определения момента возникновения указанного права, распространения его действия на семьи участников СВО, являющихся добровольцами.
Также органами прокуратуры осуществляется инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, направляются предложения по совершенствованию нормативной правовой базы.
В указанных целях уставами всех муниципальных образований прокуроры районного звена наделены правом нормотворческой инициативы, а в соответствии с Уставом Пермского края прокурор края наделен правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Пермского края.
Так, за 9 месяцев 2024 года с использованием права законодательной инициативы прокурором края в Законодательное Собрание Пермского края внесено 7 законопроектов и поправок к законопроектам, в краевые органы государственной власти направлено 57 предложений об изменении, дополнении, отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Прокурорами районного звена подготовлен 101 проект муниципальных нормативных правовых актов, направлено 454 предложения.
К примеру, в результате реализации прокурором края законодательной инициативы Законодательным Собранием Пермского края введена административная ответственность за непредоставление, несвоевременное предоставление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти информации о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, введении многоквартирного дома в эксплуатацию. Данные изменения позволят снизить вероятность нахождения в региональной программе капитального ремонта аварийных домов, а также несвоевременного включения в нее вновь введенных в эксплуатацию домов.
На постоянной основе прокуроры участвуют в обсуждениях принимаемых законов и иных нормативных правовых актов в составе рабочих групп, комиссий и на заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе, в Законодательном Собрании Пермского края, Правительстве края, местных Думах и администрациях муниципальных образований.
Кроме того, прокурорами на постоянной основе анализируется деятельность уполномоченных органов в правотворческой сфере, в случае выявления нарушений – принимаются меры прокурорского реагирования.
Так, по результатам рассмотрения представления прокуратуры края, внесенного министру труда и социального развития края, к дисциплинарной ответственности привлечены 4 должностных лица министерства, виновные в некачественной разработке проектов нормативных правовых актов и затягивании процедуры их приведения в соответствие с федеральным законодательством, нарушения устранены. Аналогичные меры принимались на местном уровне, к ответственности по представлениям прокуроров привлечены 19 должностных лиц органов местного самоуправления.
В целях обеспечения единства правового пространства и взаимодействия в сфере правотворчества прокуратурой края заключены соответствующие Соглашения о взаимодействии с Законодательным Собранием Пермского края, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, Общественной палатой Пермского края, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Пермского крае, Советом муниципальных образований Пермского края, Министерством экономического развития Пермского края (в отношении проектов, подлежащих оценке их регулирующего воздействия).
Каждое полугодие прокуратурой края анализируются и обобщаются результаты работы прокуроров в правотворческой деятельности, итоги обсуждаются на заседаниях коллегии прокуратуры края и тематических рабочих группах. В целях совершенствования работы на местах - разрабатываются и направляются территориальным прокурорам информационные и методические материалы.
материал подготовлен заместителем начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства Гарифуллиной Э.С.