Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Материалы по теме
Дежурные группы в детских садах на период режима самоизоляции
Дежурные группы в детских садах на период режима самоизоляции

Проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних, противодействие распространению криминальной субкультуры среди несовершеннолетних, вовлечению их в деструктивные движения,  особую остроту приобретают в условиях современного информационного потока.

Современные дети, по данным исследования, проведенного Пермской региональной общественной организацией «ПравДА вместе» совместно с ГУ МВД России по Пермскому краю, 60% своего времени проводят в виртуальном информационном пространстве, которое, фактически, формирует их правила поведения в обществе, а негативное воздействие его деструктивного контента влечет совершение преступлений, правонарушений, антиобщественных действий. Бесконтрольное пребывание несовершеннолетних в сетевом окружении формирует их виктимное поведение, что способствует совершению преступлений в отношении них, в том числе против их половой неприкосновенности. С 2016 года количество таких преступлений возросло с 16 до 42-х.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявления и пресечения негативного влияния на подростков информации деструктивного характера Федеральным законом от 24.07.1998 от  №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» на органы государственной власти возложена обязанность принять меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Полномочия в сфере обеспечения интересов детей на защиту от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, в соответствии с Федеральными законами от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов по контролю и надзору в сфере образования, Федерального агентства по делам молодежи и ряду других федеральных органов власти. Наряду с этим, отсутствие единого государственного органа, наделенного полномочиями по реализации требований законодательства в указанной сфере, требует консолидации усилий субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации их эффективного взаимодействия как между собой, так и с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем, просчеты в этой работе, недостатки межведомственного взаимодействия существенно снижают эффективность совместных усилий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних, вовлечения их в деструктивные движения.

В течение 2017-2019г.г. надзорная деятельность органов прокуратуры края в сфере соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, осуществлялась во взаимодействии с территориальными подразделениями ГУ МВД России, Роскомнадзора, ФСБ России, данные вопросы неоднократно выносились на обсуждение межведомственной рабочей группы прокуратуры края.

Прокуратурой края приняты меры по совершенствованию региональной правовой базы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, негативного на них влияния информационного пространства. По предложению прокурора края, направленного в порядке ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,  в государственную программу «Безопасный регион» на 2020-2022г.г. включено проведение экспертиз информационной продукции для детей с ежегодным финансированием 250 тысяч рублей. Исследованию будет подвергаться информационная продукция, предположительно наносящая вред психическому здоровью детей, в том числе, способная подтолкнуть к совершению правонарушений.

С участием прокуратуры края разработана Дорожная карта (программа) по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних в Пермском крае в 2020-2022 гг, в которую вошли, в том числе предложенные прокуратурой края мероприятия, направленные на противодействие распространению деструктивных движений криминальной субкультуры среди несовершеннолетних, обеспечению безопасности детей в сети «Интернет». Программа, включающая реализацию 43 направлений деятельности, утверждена 12.09.2019 на заседании комиссии по профилактике правонарушений в Пермском крае.

Внимание губернатора, министра образования и науки Пермского края в мае текущего года обращено на необходимость неукоснительного исполнения требований статьи 11 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 91-ПК «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае», так как отдельными образовательными организациями не только не обеспечивается психологическая помощь обучающимся, но и доступность информации о порядке реализации такого права, в том числе посредством размещения ее в информационно-телекоммуникационных сетях, на официальных сайтах. В целях обеспечения прав несовершеннолетних, Министерством образования и науки Пермского края внедряется новая трехуровневая модель обеспечения психолого-педагогической помощи в муниципальных районах, принимаются иные меры по обеспечению прав обучающихся.

В образовательных организациях горрайпрокурорами отмечается неисполнение требований Порядка по выявлению детского и семейного неблагополучия и организации работы по его коррекции, утвержденного постановлением Правительства края от 26 ноября 2018 г. № 736-п, разработанному с участием прокуратуры края. Согласно данному Порядку нахождение несовершеннолетнего в группах деструктивной, асоциальной направленности (которые пропагандируют употребление психоактивных веществ, совершение преступлений, правонарушений и др.), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», является основанием для включения несовершеннолетнего в группу риска социально опасного положения и организации индивидуальной коррекционной работы.

Прокурорами установлены факты ненадлежащего исполнения законодательства о применении административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в ряде случаев помимо представлений возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 6.17 КоАП РФ.

Ненадлежащее исполнение требований законодательства в органах внутренних дел, образовательных организациях во многом обусловлено не всегда эффективной деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по координации работы субъектов профилактики, по контролю за исполнением собственных решений, направленных на  защиту несовершеннолетних от деструктивного контента.

Не являются единичными нарушения в деятельности органов внутренних дел при исполнении выявлении и организации профилактической работы с несовершеннолетними, причисляющими себя к неформальным молодежным объединениям противоправной направленности. В краевом центре отмечены факты отсутствия взаимодействия между территориальными отделами внутренних дел по организации профилактической работы с группами антиобщественной направленности. Сотрудники полиции допускают бездействие по  установлению у состоящих на учете несовершеннолетних связей деструктивного характера, в том числе в социальных сетях, своевременной постановке на учет групп несовершеннолетних антиобщественной направленности.

Участковые уполномоченные полиции не всегда владеют сведениями о подростках, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, а также о гражданах, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, о лицах, в отношении которых установлен административный надзор, в том числе в связи с совершением преступлений в отношении несовершеннолетних.

Обеспечение законности в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, добросовестность их должностных лиц при исполнении своих обязанностей по работе с детьми остается в поле зрения органов прокуратуры, является приоритетным направлением надзора.

Заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края  старший советник юстиции Марина Александровна Севастьянова