Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Обязанность принимать меры по предупреждению коррупции

Материалы по теме
Освобождение от уголовной ответственности за коррупционные преступления
Освобождение от уголовной ответственности за коррупционные преступления

Интервью с  прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Китовой Мариной Алексеевной

Марина Алексеевна, органы государственной власти, правоохранительные органы постоянно говорят о результатах работы по противодействию коррупции. Давайте разберёмся, что входит в понятие противодействия и кто должен этим заниматься.

  Пунктом 2 части 1 статьи 1 ФЗ закона «О противодействии коррупции» закреплено, что противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также, что немаловажно, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц (конечно, в пределах их полномочий):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

А какие меры конкретно меры по противодействию могут приниматься организациями?

Во-первых, следует отметить, что в статье 13.3 Федерального Закона О противодействии коррупции»  законодателем закреплена обязанность всех организаций независимо от форм собственности и сфер деятельности принимать меры по предупреждению коррупции.

Иными словами, государством сделана попытка внедрения системной работы по борьбе с коррупцией не только в государственной и муниципальной сферах, но и в негосударственном секторе.

Вместе с тем организации являются самостоятельными субъектами, которые осуществляют свою деятельность независимо и в соответствии со своими интересами. В этой связи перечень мер, которому организации обязаны строго следовать законодатель не обозначил, а указал лишь возможные меры по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организациях в зависимости от специфики их деятельности, организационно-правовой формы, иных особенностей.

В части 2 статьи 13.3  указано, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;  

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;  

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;   

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;  

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;  

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В средствах массовой информации мы довольно части встречаем информацию о привлечении к уголовной ответственности за взяточничество должностных лиц, об их увольнении в связи с утратой доверия. А применяются ли какие-то санкции к коммерческим организациям за коррупционные проступки?

Да, общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона О противодействии коррупции. В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, и наоборот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, данные нормы распространяются и на иностранные юридические лица.

В частности незаконное вознаграждение от имени юридического лица, а именно незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением,  образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа).

При этом юридическое лицо освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение,  если оно способствовало его выявлению, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

Кроме того, организации должны учитывать положения статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

Так, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Спасибо, Марина Алексеевна.