Уголовная ответственность за коррупционные преступления в коммерческих и иных организациях
В качестве одного из приоритетных направлений деятельности нашего государства выступает борьба с коррупцией.
В целях обеспечения уголовно-правовой защиты осуществления деятельности коммерческими и иными организациями в 1997 году в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) введена статья 204, предусматривающая уголовную ответственность за коммерческий подкуп.
Статьей 204 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).
В 204 статье УК РФ объединены два самостоятельных состава преступления: дача коммерческого подкупа (части 1-4 статьи 204 УК РФ) и получение коммерческого подкупа (части 5-8 статьи 204 УК РФ).
Признаки обоих составов преступлений имеют много общего с составами получения и дачи взятки (статьи 290 и 291 УК РФ).
Вопросам их квалификации посвящено Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (далее – Постановление № 24). Предмет коммерческого подкупа определен в законе как деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, иные имущественные права (пункт 9 Постановления № 24).
Коммерческий подкуп - достаточно распространенный вид преступлений, совершаемых против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Чаще всего коммерческий подкуп выступает в виде так называемого «отката», когда лицу, принимающему решения, незаконно передают деньги или иные материальные ценности за заключение контракта, привилегированные условия сотрудничества и т.д., что непосредственно посягает на нормальный ход рыночных отношений.
Объективная сторона получения предмета коммерческого подкупа заключается в незаконном получении предмета подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым лицом служебным положением.
Передача и получение имущественных благ для образования коммерческого подкупа должны быть незаконными, то есть являться не предусмотренными законодательством или трудовым договором либо не относиться к разновидности представительских расходов (подарков).
Дача и получение предмета коммерческого подкупа считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей (пункты 10 - 11 Постановления № 24).
Квалифицированные и особо квалифицированные составы коммерческого подкупа (а также назначаемое лицу наказание) связываются, среди прочего, с оценкой размера коммерческого подкупа, что требует в каждом случае точно устанавливать сумму коммерческого подкупа, в том числе с привлечением экспертов.
Разграничены размеры коммерческого подкупа от значительного (превышающего 25 тысяч рублей) до особо крупного (превышающего 1 миллион рублей).
Вина участников таких преступлений всегда выражена в прямом умысле. Лицо, получившее предмет подкупа, может быть привлечено к ответственности, если действия (бездействие), которые оно должно совершить в интересах передающего или иных лиц, входят в его служебные полномочия либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию).
Положения статьи имеет формальный состав, в связи с чем отсутствует необходимость доказывать факт причинения реального ущерба чьим-то правам и интересам, достаточно факта передачи предмета подкупа.
Данный вид преступления является трудновыявляемым, в связи с чем, как правило, выявляется, когда один из участников противоправной деятельности сотрудничает с правоохранительными органами.
Наказание за совершение преступлений, связанных с коммерческим подкупом, варьируется от штрафа до 12 лет лишения свободы.
(материал подготовлен прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Пермского края Кисель А.Ю.)