Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Нарушения при осуществлении деятельности по сбору и размещению отходов I - IV классов опасности

Материалы по теме
Прокурорский надзор за исполнением земельного законодательства
Прокурорский надзор за исполнением земельного законодательства

ФОТО: ОТКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Пермской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов размещения твердых коммунальных отходов, расположенных на поднадзорной территории.

Нормативно-правовую основу при осуществлении проверочных мероприятий составляют: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» и др.

Кроме того, следует учитывать требования, установленные подзаконными актами к устройству, эксплуатации и выводу из эксплуатации полигонов твердых коммунальных отодов: постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов», Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденная Минстроем России 02.11.1996, Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 и др.

Проверочными мероприятиями охвачено 3 полигона твердых коммунальных отходов (ТКО), расположенных в г. Лысьва, г. Кунгур и г. Нытва, на которых осуществляется размещение (в части захоронения) ТКО, собранных с территорий Лысьвенского, Нытвенского, Оханского городских округов, Кунгурского, Березовского, Кишертского муниципальных округов и др.

В ходе осмотра полигонов выявлены следующие основные нарушения: укрепление наружных откосов производится фрагментарно; отсутствует ограждение по периметру; переносные сетчатые ограждения при разгрузке мусоровозов не используются; имеет место разлет легких фракций отходов по территории и за территорию полигона; обваловка и водоотводная канава просматриваются частично; дезинфицирующая ванна для мойки колес мусоровозов отсутствует или по назначению не используется; дозиметрический контроль не осуществляется или осуществляется выборочно; допускается «глубинное» горение (тление) отходов и др.

Кроме того, установлено, что разработанная хозяйствующими субъектами экологическая документация (программа производственного экологического контроля, программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и др.), не соответствует предъявляемым требованиям и (или) проектной документации, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду проводится не по всем компонентам природной среды или веществам.

Несмотря на то, что объект размещения отходов – полигон ТКО г. Лысьва подлежит исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 01.01.2023, а также обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации, проект рекультивации земель полигона не разработан, его государственная экологическая экспертиза не проведена.

Данные мониторинга полигона ТКО в г. Кунгур свидетельствуют о наличии негативного воздействия на качество поверхностной и подземной воды в зоне воздействия полигона, выразившегося в росте концентраций загрязняющих веществ: аммиак, кальций, сульфаты, общая минерализация. Тем не менее, эксплуатантом мер к снижению (исключению) негативного воздействия не принято.

Проверочные мероприятия, проведенные в отношении организации, эксплуатирующей полигон ТКО в г. Нытва, показали, что данным юридическим лицом декларация о воздействии на окружающую среду в Управление не представлялась, по истечении 5 лет с даты последней инвентаризации характеристика объекта размещения отходов не актуализировалась, в Управление не направлялась.

По результатам проверки юридическим лицам, осуществляющим деятельность на названных полигонах, внесены представления; проводится работа по устранению нарушений. Кроме того, прокуратурой приняты меры по привлечению эксплуатирующих организаций к административной ответственности.

 

Помощник прокурора Пермской межрайонной прокуратуры Пермского края Калдани Дарья Андреевна