Пермская краевая общественная организация ветеранов и пенсионеров прокуратуры. 16+
Как возместить причинённый моральный вред?
Задать вопрос
Как возместить причинённый моральный вред?

Обязанность уполномоченных лиц по строительству дорог

Материалы по теме
Основания и порядок присвоения звания «Ветеран труда»
Основания и порядок присвоения звания «Ветеран труда»

(Фото: открытые источники)

Материал к выступлению на радио на тему: «Обязанность уполномоченных лиц по строительству дорог»

Спикер – старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края Балкова Эльвира Сергеевна

В Пермском крае со стремительной скоростью развивается индивидуальное жилищное строительство.В связи с чем у граждан-обладателей частных домов закономерно возникает вопрос, как добраться к своему земельному участку, и кто, и за чей счет должен его содержать.Поэтому перед приобретением земельного участка в целях строительства дома или готового частного дома обязательно нужно задаться вопросом о наличии к нему подъезда и его правового статуса.

Вопрос: Какими нормативными актами регулируется вопрос строительства дорог?

Ответ: Данный вопрос регулируется прежде всего Федеральными законами «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», «О безопасности дорожного движения», «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также Градостроительным и Земельным кодексами Российской Федерации.

Вопрос: Все ли проезды, можно считать дорогами?

Ответ: Прежде всего, нужно понимать, что автомобильная дорога – это объект капитального строительства (линейное сооружение), перед ее строительством разрабатывается проектная документация, выдается разрешение на строительство, а после окончания – разрешение на ввод в эксплуатацию.

Ранее построенные автомобильные дороги учитываются в Перечне автомобильных дорог общего пользования, Реестре муниципального имущества, в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними. Они отображаются на картах Генерального плана города, в программах комплексного развития транспортной инфраструктуры, в документации по планировке территории. Таким образом, не все то, по чему фактически осуществляется движение транспорта и проход пешеходов является дорогой. Это может быть накатанный годами по рельефу местности фактически сложившийся проезд, который может попасть в границы вновь образованного и кому-то предоставленного участка.

Вопрос: Так что же делать гражданам, кто купил земельный участок для строительства дома? Как понять, оформлен ли проезд как дорога или нет?

Ответ: Какие могут быть варианты. Первые два. Самых простых и удобных.

Первый. К земельному участку осуществляется подъезд по автомобильной дороге общего пользования, находящейся в муниципальной собственности (может быть региональной, федеральной). Она числится в соответствующих Перечнях и реестрах и отображена на картах документов планирования. Тогда ее содержанием занимается муниципалитет (регион или Федерация). При этом нужно обратить внимание обустроен ли съезд с такой дороги к земельному участку, имеется ли на него разрешение от владельца дороги. Самовольные примыкания к автомобильным дорогам запрещены.

Второй вариант. Если дом или участок находится в различных некоммерческих товариществах. Садовые, дачные некоммерческие товарищества, товарищества собственников недвижимости и тому подобное. В таком случае нужно поинтересоваться у Правления такого объединения, каков статус таких проездов и земельных участок, оформлены ли на них права, как осуществляется их содержание, каким образом вносится плата. В таком случае нужно понимать, что бремя содержание таких проездов возлагается на Вас. Если Вы не нашли вышеперечисленных документов на проезд к своему дому, то стоит задуматься. Вполне вероятно, что Вы фактически будете проезжать по чужим земельным участкам. С момента как это обнаружат собственники такого участка они совершенно законно возведут на нем забор и такая практика Вами прекратится. Если проезд осуществляется по чужой земле необходимо проверить, установлен ли сервитут на них, для каких целей (проход или проход/проезд), является ли он публичным или частным. Если частным, то какая плата необходима к внесению собственникам таких земель.

Кстати, стоит проверить, не наложены ли соответствующие ограничения и на Ваш земельный участок, чтобы не было неприятных сюрпризов. Даже если подъезд к Вашему участку заасфальтирован. Это не значит, что перед Вами автомобильная дорога общего пользования. Асфальтовое замощение может быть элементом благоустройства, улучающим свойства земельного участка. То есть дорога как объект капитального строительства не возводилась, разрешительная документация не получалась, проект не разрабатывался. Мало вероятно, что такое замощение находится в муниципальной собственности. Вероятно, к Вашему участку имеется и надлежащий проезд с автомобильных дорог общего пользования. Однако, бывают случаи, когда он имеет протяженность на несколько десятков километров больше «полевой» дороги и даже проходит через другой муниципальный район.

Следует понимать, что в таких ситуациях признавать полевые дороги бесхозяйной с последующим приемом в муниципальную собственность оснований нет.

Вопрос: А в каких случаях дорога может быть признана бесхозяйной и принята в муниципальную собственность?

Ответ: Дорога может быть признана бесхозяйной, только если она ранее существовала и по каким то причинам не была включена в муниципальный перечень автомобильных дорог. Вновь накатанная дорога, кем-то самовольно и самостоятельно отсыпанная, не может быть принята в муниципальную собственность после признания ее бесхозяйной и, соответственно, содержаться за ее счет.

Как был отмечено Выше дорожная деятельность, в том числе строительство новых автомобильных дорог, осуществляется в муниципалитете в соответствии с документами планирования.

Вопрос: Какой совет Вы можете дать тем, кто планирует купить земельный участок для строительства дома, чтобы избежать проблем с проездом к нему?

Ответ:

Изучите внимательно Генеральные планы, а также программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. Если к Вашему участку строительство дорог в ближайшие плановые периоды не предусмотрено, то обязать обустроить ее в первоочередном порядке, в том числе в суде, не получится. Бюджет муниципалитета также основан на документах планирования. Вмешаться в указанные полномочия органа местного самоуправления нельзя.

Таким образом, рассчитывать, что в случае наличия проблем с подъездом к Вашему участку Вы ее быстро и оперативно решите с помощью жалоб в прокуратуру и направления исков в суд не приходится.

Выбирайте изначально земельные участки с возможностью надлежащего проезда.